Сегодня в Минске соберется десятый выпуск курсантов легендарного Минского высшего военно-политического общевойскового училища

Марш-бросок в четверть века

Сегодня в Минске соберется десятый, юбилейный выпуск курсантов легендарного Минского высшего военно–политического общевойскового училища. Любопытно, что 25 лет назад это был последний выпуск «Минполита», а далее пошли трансформации военного вуза сначала в командное училище, затем в Военную академию. Это был, по сути, и последний набор советских курсантов, поступивших в МВВПОУ из всех уголков бывшего СССР. Вернемся на четверть века назад.

Курсанты 2–й роты МВВПОУ после победного марш-броска

Преподаватель военной истории, а тогда тактики полковник в отставке Владимир Сухоруков начал свой рассказ издалека. Говорил о времени, когда минское училище готовило для армии замполитов (тогда его возглавлял Владимир Бамбуров), а с распадом СССР — командиров взводов (в те годы руководил Михаил Шалев):

Владимир Сухоруков
— Я тогда преподавал тактику, по взводной тематике. Мы старались отобрать тех, кто действительно хотел учиться и стать офицером. Ведь армия будет иметь будущее, если мы подготовим достойную смену... Второй ротой, ставшей последним набором советских курсантов МВВПОУ, командовал Игорь Козырев. Он не считался со временем, не боялся сложных разговоров с подчиненными, относился к ним с уважением. Это командир, с которого и сегодня берут пример. А рота досталась ему не самая легкая, интернациональная. В ней учились парни из разных республик Советского Союза.
Среди остальных это подразделение выделялось и тем, что на его базе была сформирована первая рота почетного караула, которая на заре белорусской государственности представляла Вооруженные Силы молодой страны. В минском аэропорту встречала первых лиц бывших республик СССР, зарубежных гостей. Кроме того, именно рота майора Козырева представляла училище в масштабных соревнованиях на призы газеты «Красная звезда» по марш–броску на 10 км. В нем участвовали все воинские подразделения СССР, в том числе и все военные училища. Владимир Евгеньевич припомнил, как Игорь настраивал личный состав на победу и говорил, что участие в этих состязаниях — не личное, а государственное дело и честь для страны. И что вы думаете? Наши парни были первыми среди военных вузов, обогнав даже спецназовцев Рязанского высшего десантного училища, и третьими среди всех воинских подразделений. Это были последние соревнования в составе Вооруженных Сил Союза.

Игорь Козырев
Бежать курсантам (во главе с майором Козыревым) надо было с полной выкладкой, в обмундировании, с оружием.
— Кто послабее, того в середину и держим, — говорит мне полковник запаса Козырев. — На первый разряд нужно было пробежать менее чем за час. И мои пробежали. Как стартовали все повзводно, так повзводно все и финишировали. Да, приучил я их любить спорт регулярными тренировками.

Русские, казахи, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, узбеки, молдаване... Как уживались в одном коллективе люди, приехавшие служить кто откуда?

— А как иначе? — удивляется офицер. Присягу принял — живи по уставу.

В эту роту он пришел, когда парни были уже на втором курсе. Рабочий день майора Козырева начинался вместе с ними в семь утра зарядкой и заканчивался в 11 вечера, когда ребята шли на боковую.

Конечно, пытались показать характер. А как иначе? 166 человек. Сложнее всего сначала им давалась физподготовка, потом подтянулись. Стали понимать, кем они будут и что для этого нужно. После третьего курса стажировались в войсках в должности комвзвода, командовали солдатами, занимались тактикой, топографией, строевой, огневой и инженерной подготовкой, вождением боевых машин. Выпускаться ведь должен образцовый, подготовленный, надежный офицер. Как тактику ему положено уметь грамотно вести бой, занимать оборону, отражать наступление и переходить в наступление, совершать марш, действовать в разведке в любых условиях. А еще — уметь стрелять, как ковбой, и управлять БТР, БМП и прочей боевой техникой.

Полковник запаса признался, что когда поначалу основательно закручивал курсантам гайки, те на зеркалах в столовой писали: мол, Козырев — нехороший человек. Но скоро эти надписи пропали, а по выпуску парни называли своего командира не иначе как батей.

Николай Ващенков
— Почему в целом мы достигали таких высоких результатов — и в спорте, и в учебе, и в дисциплине? — полковник в отставке Николай Ващенков, теперь уже старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Военной академии, объясняет просто: сложился коллектив единомышленников среди преподавателей и курсантов. — Ведь наши парни были лучшими не только в этом марш–броске, они постоянно занимали призовые места в различных испытаниях. Полученная в этих стенах закалка многим пригодилась и в дальнейшей жизни. Я всегда рад встречаться со своими коллегами и выпускниками, вспоминать те годы и наш совместный труд.

Это многогранная школа, вспоминает выпускник 2–й роты, ныне первый замминистра информации Павел Легкий:

— «Минполит» дал нам ту самую знаменитую армейскую закалку, которая в жизни крепко помогает. Умение ставить перед собой цели и добиваться их. Умение ценить дружбу и понимать людей, отвечать за свои слова и поступки, держать удар и сконцентрироваться в нужный момент. Помог воспитать в себе внутреннюю дисциплину, она не в одночасье дается.

В Минск молодой курсант Легкий перевелся из Донецкого высшего военно–политического училища инженерных войск и войск связи. Вопрос с переводом решился неожиданно быстро благодаря Владимиру Бамбурову, начальнику МВВПОУ. Тот по–человечески отнесся к заглянувшему в его кабинет парнишке, приехавшему откуда–то из Украины. Через неделю переводник был курсантом Минского высшего училища. Предстояло из одного коллектива переходить в другой. Парень был потрясен, как по–свойски, душевно его встретили здесь ребята. Никого не надо было о чем–то просить — все и без того помогали, поддерживали. Особенно это было важно в первое время.

Павел Николаевич признается, что особенно легко ему давалась общевойсковая тактика — один из главных предметов. По ней курсант Легкий был в числе лучших:

— Помню, как ребята засыпали на третьей странице учебника «Мотострелковая танковая рота в бою». А для меня это было довольно интересное чтение. Я был увлечен общевойсковой тактикой, что во многом предопределило мою дальнейшую судьбу.

Павел Легкий
Некоторое время послужив в войсках, комвзвода, Павел Легкий вернулся в Минское высшее военное (тогда уже) командное училище, стал научным сотрудником. Армейские знания и закалка пригодились ему и в журналистской профессии, и когда руководил пресс–службой Президента, и во время работы советником–посланником в посольстве Беларуси в России. И теперь тоже.

Вспоминая те годы, мой собеседник не скрывает — ему было жаль расставаться с ребятами, выходить на свою взрослую дорогу:

— За этот непродолжительный период, полтора года, мы успели сильно сдружиться, что называется, побрататься. Через всю свою жизнь проношу зародившиеся тогда добрые чувства, теплые воспоминания. С праздником, ребята! Я вас всех помню и всех вас люблю! Всегда рад встрече с вами.

Выходцы из второй роты курсантов разъехались по всему бывшему Советскому Союзу и сегодня соберутся вновь. Кто–то сделал армейскую карьеру, кто–то выбрал жизненную дорогу, перейдя в другие силовые структуры, кто–то проявил себя на государственной службе, есть среди них серьезные бизнесмены. Словом, в большинстве своем — люди состоявшиеся и успешные, что и говорит о хорошей школе, которую они прошли в юности. В этом подразделении учился и сотрудник «СБ» — редактор отдела внутренней политики Дмитрий Крят. Поздравляем коллегу и всех его однокашников!

gladkaya@sb.by

Фото Сергея ЛОЗЮКА,  Александра КУШНЕРА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter