В 2006 году будут организованы обучающие семинары для специалистов внешней торговли
Планирование экономики придумали в Советском Союзе. Идея оказалась так живуча, что едва ли не весь капиталистический мир сегодня живет по плану. Скажем, недавно Южная Корея заявила о намерении к 2015 году занять 4–е место в планетарном производстве автомобилей. У нас планы поскромнее, но не менее амбициозные. Через 5 лет Беларусь рассчитывает увеличить продажи товаров за рубежом в полтора раза в натуральном выражении и не менее чем на 10 миллиардов долларов — в денежном.
«В 2000 году мы стартовали с 7 миллиардов долларов экспорта, — говорит заместитель начальника управления поддержки экспорта Министерства иностранных дел Василий Гущик, — теперь — с 17 миллиардов, и конкуренция жесточайшая».
Чтобы выяснить, насколько предприятия готовы к борьбе за рынки сбыта, Министерство иностранных дел не так давно провело исследования профессионального уровня специалистов–маркетологов всех предприятий, торгующих за рубежом. Результаты аховые: высшее внешнеэкономическое образование имеют 5 процентов, практику за рубежом прошли 3 процента, владеют хотя бы одним иностранным языком — 15 процентов, один из пяти закончил курсы переподготовки.
Ознакомившись с полученной информацией, Правительство поручило министерству организовать учебу маркетологов в Академии управления при Президенте, особенно тех, кто занимается выставочно–ярмарочной деятельностью и выезжает за рубеж, не зная ни конъюнктуры цен, ни специфики рынка стран. В декабре на всех валообразующих предприятиях Беларуси будут организованы 2 — 3–дневные обучающие курсы. В 2006 году во всех областях пройдут семинары. Маркетологам покажут, как собирать и где искать информацию о стране–импортере и потенциальных партнерах, научат страховать сделки и прочим премудростям продвижения продукции.
Впрочем, некоторых и учить не надо. Недостаток специального образования они восполняют инициативой и напористостью. По словам Василия Гущика, Лидский райисполком открыл собственный торговый дом в Казахстане, где намерен комплексно рекламировать и продавать продукцию местного производства. Кстати, расширение отечественной товаропроводящей сети за рубежом — еще одно направление внешней торговли в будущей пятилетке.
«Доверяя доставку грузов и оптовые продажи за рубежом иностранным компаниям, страна теряет большие деньги, до 20 — 30 процентов от цены экспортируемого товара, — подчеркнул Василий Гущик, — потому принято решение об организации белорусского торгового флота, фрахтовых компаний и оптовых складов».
Тогда маркетологи уж точно иностранный язык выучат, если, конечно, будет что продавать.
Маркетологов потянули за язык
В 2006 году будут организованы обучающие семинары для специалистов внешней торговли