Минск
+7 oC
USD: 2.21
EUR: 2.39

Лауреаты специальной премии Президента деятелям культуры и искусства - «Марка» держит марку

“Марка” держит марку

Удивительно, но ни развитие интернета, ни появление e-mail и десятка мессенджеров не приостановили процесс пересылки бумажных писем, так же как не свели на нет интерес людей к почтовым маркам. Тем более что многие из этих художественных миниатюр являются настоящими шедеврами, презентующими историю и культуру страны. О том, как создаются такие произведения, рассказала Ирина Шипилова, начальник издательского центра “Марка” РУП “Белпочта”, получившего специальную премию Президента деятелям культуры и искусства за значительный вклад в сохранение нашего духовного наследия, в частности, за создание высокохудожественных почтовых марок к 500-летию белорусского книгопечатания и 135-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа.

— Ирина Валерьевна, почтовая марка — как маленькое окошко в нашу страну. Путешествуя по миру, она знакомит иностранцев с белорусской историей и культурой, флорой и фауной. Что учитывается в первую очередь при работе над новыми марками?


— Традиционно марка выполняет несколько функций. Во-первых, используется в качестве оплаты почтовых сборов. Во-вторых, это предмет коллекционирования. В-третьих, как вы правильно подметили, является выразительным средством отображения знаменательных событий в истории государства, средством пропаганды его культурного наследия, природных достопримечательностей. Почтовые администрации разных стран стараются выпускать марки как можно более привлекательные, выразительные и богатые по содержанию. Этими критериями руководствуется при разработке тематических планов издания почтовых марок и художественный совет при Министерстве связи и информатизации Беларуси. Кстати, тематические планы формируются за 1—2 года до начала планируемого периода. Изданию государственных знаков почтовой оплаты предшествует большая подготовительная работа по сбору информации и предложений от государственных учреждений, общественных организаций, частных лиц. Отбираются наиболее значимые. Ежегодно выпускается около 50 сюжетов белорусских художественных марок. 


— Кто разрабатывает и оформляет наши марки?

— В издательском центре “Марка” работают 39 человек. Созданием оригинал-макетов почтовых марок занимаются 4 дизайнера. При необходимости привлекаются талантливые художники. Особо хотелось бы отметить профессиональный подход к работе художников Александра Митянина и Татьяны Дольской, авторов многих почтовых выпусков. Например, Александр Митянин специализируется на флоре и фауне, он разрабатывает уникальный материал на протяжении 15 лет. К слову, Александр по образованию биолог. Яркими и душевными получились почтовые проекты 2017 года “Щенки” и “Котята” из серии “Детская филателия”. В январе нынешнего года введена в обращение серия марок “Птенцы”. Уже утверждены и находятся на стадии тиражирования художественные марки “Выпуск по тематике РСС. Заповедники” и “Птица года. Черноголовый щегол”.

— В советские времена почтовые марки не собирал разве что ленивый. Много ли сегодня приверженцев этого хобби?

— Почтовая марка — изобретение не столь уж древнее, но оно совершило революцию в работе и развитии почты. 

С 1840 года почтовые марки прошли большой путь от простых знаков почтовой оплаты до художественных миниатюр с разнообразными сложными послепечатными доработками.


С появлением первых почтовых марок началось бурное развитие нового вида коллекционирования — филателии. Сейчас в мире наблюдается общая тенденция снижения интереса к коллекционированию почтовых марок. Это связано с развитием информатизации общества, и в первую очередь посредством интернета. Но могу с уверенностью сказать, что интерес к белорусским маркам есть! Это подтвердила и состоявшаяся в прошлом году на форуме “ТИБО” IX Национальная филателистическая выставка “Белфила-2017”, посвященная 25-летию первой белорусской почтовой марки и 950-летию города Минска. Экспонировалось 115 коллекций из Азербайджана, Армении, Германии, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Польши, России и Украины. Порадовал интерес к маркам детей и молодежи: в юношеском классе была представлена 21 коллекция.

— Какие темы самые популярные у филателистов?

— Наиболее востребованы в мировой филателии марки с изображением флоры и фауны. Примерно треть наших почтовых марок посвящена этой теме — природа Беларуси действительно богата, красива и во многом уникальна.


— Почта Великобритании недавно выпустила марки с персонажами “Игры престолов”. Могут ли у нас появиться марки, скажем, с сюжетами прогремевшей на весь мир World of tanks или чем-то подобным, что может заинтересовать молодежь?

— Все может быть, сохраним интригу... Мы понимаем, что увеличить интерес к филателистической продукции любой страны можно, прежде всего расширяя рекламную и информационную работу среди населения, особенно среди детей и молодежи. 

С этой целью белорусская почта ежегодно проводит конкурс-опрос на лучшую почтовую марку, организовывает практические занятия в магазине “Филателия”, по результатам конкурсов детских рисунков издает почтовые марки, конверты и карточки с сюжетами работ юных художников.

— Каких филателистических новинок ждать от издательского центра “Марка” в этом году?

— Ярких почтовых проектов и свежих тем! Надеемся, что результат нашего труда будет еще интереснее и коллекционерам, и тем, кто просто интересуется историей и ищет новые знания. Вот некоторые почтовые проекты, тематика которых представлена впервые: “400 лет со дня опубликования первого в мире “Букваря”, “Адмиралы военно-морского флота, уроженцы Беларуси”, марки серии “Шедевры живописи из музеев Беларуси”, на которых представлены репродукции картин И. Айвазовского, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова.


— Белорусские марки не единожды отмечали на международных выставках в России, Австрии, Индонезии... Что отличает нашу филателистическую продукцию от зарубежной? В чем ее уникальность?

— В филателистическом мире существует множество традиций и правил. Выпуск почтовой миниатюры — это одновременно кропотливый труд, исследовательская работа и, конечно, творчество. За четверть века белорусские марки обрели свой стиль, богатую тематику. В последние годы они стали “наряднее”. Неудивительно, ведь теперь при их изготовлении применяются современные послепечатные полиграфические технологии: конгревное тиснение, выборочная лакировка, термическое тиснение металлизированной фольгой и другие. Безусловно, это большой шаг вперед. С развитием полиграфических возможностей предприятий-изготовителей появились необычные почтовые марки в виде треугольника, круга, овала. Оригинальность наших художественных миниатюр отмечают и на международных конкурсах.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...