Марка–брэнд

История почтовой «троицы»
История почтовой «троицы»

На письмах из–за границы — множество разноцветных штампов. И все реже — марки. Прогнать через машину, которая сама определит вес и выставит цену письма да еще и пропечатает его, сейчас намного проще, чем возиться с морем квадратиков, красивых, но утрачивающих свою практичность. Хоть сами мы, поздравляя родных и знакомых, по старой привычке украшаем конверты и открытки маленькими «зубастыми» картинками. Это привычка с тех пор, когда чуть ли не каждый из нас был заядлым коллекционером. Когда–то в «Союзпечати» можно было купить самые экзотичные марки. По ним мы, поголовно «невыездные», как по «Клубу путешественников», познавали мир. А родная страна оставалась тем временем «terra incognita». Потому что до 1992 года не было у Беларуси марок.

Художественная «наклейка» на конверте — это не просто знак почтовой оплаты или искусная миниатюрка. Это символ государственности — как свои валюта, герб, флаг, гимн. Любопытный факт: у Беларуси еще не было слов гимна, а собственная марка уже клеилась на конверты.

Самая знаменитая наша марка, конечно, первая. Она до сих пор на виду во всех почтовых отделениях — уже как коллекционная. Она утратила свою «практичность» с 1992 года, пройдя через несколько витков деноминаций и инфляций. Номинал — 1 рубль. Такими конверт залепишь — адрес не прочтется. Поэтому первая и ценна как своего рода реликвия: на пурпурном фоне золотой крест святой Евфросинии Полоцкой. Точная дата явления на свет этого символа — 20 марта 1992 года. Тираж — 2 миллиона. Страна готовила запас надолго. Хватило до сих пор. Нынче такими количествами издаются лишь самые ходовые знаки почтовой оплаты — маленькие, скромные, на каждый день. Первая марка — достаточно большая, репрезентативная.

Долгое время, однако, белорусские марки, в том числе ту, с крестом, лишь условно можно было называть белорусскими. Сюжет — наш, но все остальное, от идеи рисунка до полиграфической краски, российское. До 1995 года знаки почтовой оплаты страны печатались в Москве. Свои мощности у нас только 10 лет назад появились. А художники... С этим другая проблема.

— Первую марку создал россиянин Г.Комлев. Искусство ее сродни ювелирному, — говорит Владимир Скробков, ведущий инженер отдела реализации филателистической продукции издательского центра «Марка» РУП «Белпочта». — Не каждый даже гениальный художник, рисующий большие полотна, способен проявить свой талант на клочке бумаги, создать сюжет для марки. Даже за хорошие деньги. У нас могут нарисовать картину, агитплакат, листовку, а вот марку или художественную открытку не всегда получается. Те, у которых получается лучше, выше среднего, уезжают за границу, в ту же Россию.

В первые годы наши марки не могли похвастаться особой оригинальностью, дизайном. Продолжались классические советские традиции, от чего вид почтовых знаков был хоть и стильный, но скромный. Идея первой марки была также проста. Но всем понравилось. Поэтому 25 сентября 1992 года вышел второй ее тираж — 1,25 миллиона штук с дополнительной надписью в честь 1000–летия Православной церкви в Беларуси. Еще чуть больше 99 тысяч марок с прежним рисунком, но третьей по счету надписью — в память о восстановлении и освящении креста святой Евфросинии появилось 8 декабря 1997 года. Три облика марки создают интересную филателистическую триаду.

Раньше марки рисовали от руки, сейчас моделируют на компьютерах. Странно, впрочем, если бы было иначе. Ради качественной картинки почтовики готовы идти на все. К 1000–летию Волковыска, 2 сентября, они выпустят марку с конвертом «первого дня», на котором старинное местечко впервые можно будет увидеть как на ладони. Чтобы провести уникальную аэрофотосъемку, пришлось подключать даже КГБ.

Изготовляют марки Белорусский Дом печати и фирма «Панграф». Специальная рабочая группа ищет художников, собирает информацию о памятных событиях в жизни страны. И только затем худсоветом составляется план издания марок — на полгода вперед и на более далекую перспективу. Сюжеты марок следующего года уже известны сейчас — 12 августа они как раз были одобрены в Минсвязи.

А в этом году появится одна незапланированная марка. Наша страна запускает в небо спутник «БелКА» — этот день «марковцы» считают долгом чести отметить вводом очередного знака почтовой оплаты. Уже сейчас почта работает с академиками и художниками, чтобы как можно ярче передать наш прорыв в космос.


Справка «СБ»

620 марок вышло в нашей стране с 1992 года. На 2006–й запланировано 35 новых знаков почтовой оплаты, среди них — о государственных наградах, а также совместный выпуск Беларуси и Литвы «Водно–болотные угодья «Чяпкяляй» и «Котра». Самая дорогая наша марка — изданная в 1993 году и посвященная Шагалу. Ее раритетность оценивается в 80 долларов. Белорусские марки пользуются большим спросом у филателистов всего мира, включены во всемирный каталог «Michel», издаваемый в Германии.


Кстати

Марка — вещь прибыльная. К примеру, если номинал «стандарта» тысяча и больше рублей, а расходы на его изготовление чуть больше четырех рублей, можно представить размер дохода от этого «мелкого» бизнеса. Ежемесячно филателистический магазин на улице Московской в Минске приносит доход от 16 до 20 миллионов рублей. В год «марочники» зарабатывают до полутора сотен тысяч долларов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter