Мария, Мирабела, как два цветка у ручья

Чудесно, расчудесно,
Что зреет колосок,
Что слон такой огромный,
А зайчик невысок.
Что петухи клюются,
И что краснеет рак,
Что бабочки летают, летают, летают,
А я скачу вот так.

Сорок лет прошло, как мы впервые услышали эту песенку. С тех пор редкий мультконцерт обходится без забавных куплетов лягушонка из популярного фильма «Мария, Мирабела». Для многих сегодня эта совместная советско‑румынская киносказка одна из самых теплых и ярких воспоминаний детства. Когда деревья были большими, а папа с мамой молодыми.


Летние уроки доброты и экологии

Чудесно, что так плавно
Вращается Земля,
И что не расплескались
Ни реки, ни моря.
Чудесно то, что где‑то
Журчит‑шумит родник,
Что чистые озера, озера, озера
И звезды блещут в них.

Детские кинохиты в СССР регулярно запускали в конце мая. Расчет был вполне экономическим. С одной стороны, детвора уже расслабленно ожидала лета, но еще не успевала разъехаться к бабушкам в деревни и в честь окончания учебного года отправлялась с родителями в кино. С другой — в дни наступавших каникул школьные лагеря активно водили октябрят и пионеров на дневные сеансы. Тогда большими и малыми ручейками детвора со всех сторон стекалась к кинотеатрам. На обратном пути весело галдящая толпа, возбужденная переполненными впечатлениями, теснила в транспорте привычных к обилию свободных мест полуденных бабушек. Пенсионерки немного ворчали, но быстро таяли, видя счастливые юные лица. 
Кто из нас в детстве не хотел хоть на мгновение оказаться в сказке? То ли фильм, то ли мультфильм покорял замечательной музыкой и неожиданным сорок лет назад сочетанием рисованных героев с настоящими актерами. 
Сегодня в качестве удачного примера подобного симбиоза вспоминают голливудский блокбастер «Кто подставил кролика Роджера», но «Мария, Мирабела» появился почти на семь лет раньше! А самое главное — в эпоху, когда о полновесных компьютерных спецэффектах в кино еще приходилось только мечтать.

Как и положено детскому фильму, «Мария, Мирабела» учил быть добрым и внимательным ко всем вокруг, рассказывал о дружбе и взаимопомощи, ненавязчиво давал малышам первые уроки экологии. Две сестрички путешествуют по сказочному лесу, ищут ответы на простые детские вопросы, при этом помогая мультяшному лягушонку Кваки, светлячку Скиперичу и гусенице‑бабочке Ониме. Девочки по характеру совершенно разные: добрая, сострадательная Мария и взбалмошная, озорная Мирабела.

Характеры и судьбы

Мария, Мирабела,
Как два цветка у ручья.
И, как весне с цветами,
Нам хорошо с друзьями.
Мы вместе — ты и я.

Эти две маленькие актрисы не случайно оказались в кадре. Обе девочки из творческих семей и во многом именно благодаря родителям стали звездочками раньше, чем научились читать и писать. Всего за час фильм сделал знаменитыми первоклашек ангелоподобную Джилду Манолеску и заводного чертенка Медеа Маринеску.

МАРИЯ

Джилда Манолеску… Милая, добрая, ранимая, с печалью в больших девичьих глазах. Первая наивная детская любовь с экрана. С ней мечтал поиграть или просто пробежаться по солнечной полянке и подарить цветы едва ли не каждый советский октябренок. В фильме ее героиня всех жалела и всем помогала. Увы, красивая история оказалась лишь мимолетной сказкой, настоящая судьба была неоправданно жестокой к белокурому ангелу.

На кинопробы шестилетнюю Джилду привела мама Дана Манолеску — известная в Румынии балерина. После выхода фильма «Мария, Мирабела» семья отправилась искать счастье в Германию, где Дана открыла свою балетную школу. Джилда отучилась в ней пару лет, а диплом артистки получила в Берлине. Она больше не снималась в кино, на взлете обрушилась и перспективная танцевальная карьера. Девушка вместе со своим парнем попала в жуткую автомобильную аварию. Подробности шокировали всех. Молодые люди были под кайфом, ссорились прямо в машине, не смотрели за дорогой… По миру разлетелись слухи, что Джилда погибла. Она чудом выжила, но танцевать уже не могла. Долгий период реабилитации и множество лекарственных препаратов привели к глубокой депрессии. Со временем девушка выучилась на флориста, казалось, наладила жизнь. Однако судьба сделала фатальный поворот. Симпатичную блондинку заметили на улице, брызнули чем‑то в лицо и увезли в машине в неизвестном направлении. Она оказалась в руках едва освободившегося уголовника. Три дня стресса окончательно подорвали здоровье Джилды. В 35 лет девушка умерла в больнице от почечной недостаточности…

«С тех пор, как я потеряла ее, живу только благодаря сыну и моим ученикам. Жизнь продолжается неумолимо. Наслаждайтесь каждым моментом, проведенным с детьми», — написала на своей странице в интернете Дана Манолеску. Свою красавицу дочь она прославила в шесть лет, но так и не смогла уберечь от соблазнов на пути к самостоятельной жизни.


МИРАБЕЛА

Отец — кинооператор, мать — кинорежиссер. На роду Медеа Маринеску, кажется, было предписано стать актрисой. Тем не менее ее карьера скорее исключение из правил. Множество юных звездочек кино сгорало подобно Джилде Манолеску, так и не найдя себя в актерской профессии. Впервые на экран Медеа попала в три года, вероятно, даже не сильно представляя, чем занимается. В дальнейшем отец почти ежегодно снимал дочку в фильмах, над которыми работал. «Мария, Мирабела» обошелся без активного родительского участия, зато роль оказалась главная. Девочку ждала неслыханная популярность. В отличие от Джилды, которой не удалось из‑за отъезда за границу в полной мере вкусить минуты славы, Медеа буквально сразу в нее окунулась. Школа организовала специальный просмотр: «В кинотеатре дети столпились, чтобы подойти ко мне, поговорить со мной. Я была поражена этим… Меня никто не поздравлял с главной ролью, просто все хотели со мной играть», — вспоминала спустя годы актриса. Ее даже прозвали «Мария, Мирабела, с глазами большими, как зонт».

Пережив накатившую популярность, Медеа Маринеску продолжала играть детские роли и в итоге выбрала актерское ремесло. Хотя сомнения были: «Когда я окончила школу, готовилась к консерватории. Я не думала, что актерство — это профессия, это был способ красиво жить. В итоге поняла, что как актриса буду лучше, чем пианистка…» Медеа не ошиблась. На ее счету множество ролей в театре, кино, сериалах. Она успешно работала во Франции. В 2004 году на родине Маринеску наградили орденом «За заслуги в области культуры». Личную жизнь Медеа связала с кинооператором Георгием Даскалеску. Он младше ее на восемь лет, родился спустя год после премьеры «Марии, Мирабелы», так что никак не мог пережить всеобщего детского помешательства на девочке‑актрисе…

«Мирабела по‑прежнему живет во мне ребенком или то, что от него осталось. Она такая же непослушная, буйная, нетерпеливая, но в ней есть инициатива и энергия», — уверяет Медеа.

Папа Гопо 


Иона Попеску‑Гопо вполне можно считать отцом румынской мультипликации. Творческий псевдоним Гопо происходит от сокращения фамилий его родителей, матери (эмигрантки из Российской империи) Горенко и отца — Попеску. Самый известный персонаж мультипликатора — черно‑белый человечек, которого иногда называют «Маленький человек Гопо» в честь его создателя. Ион признавался, что это была попытка начать «восстание против Диснея». Не в силах превзойти анимационных персонажей американца по цвету и красоте, Попеску‑Гопо попытался быть более глубоким по смыслу и сути, упростить форму и используемые методы. В отличие от персонажей мультфильмов Диснея, персонажи мультфильмов Попеску‑Гопо были черно‑белыми, с простыми линиями. В 1957 году его фильм «Краткая история» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. В «Марии, Мирабеле» Ион Попеску‑Гопо выступил не только как режиссер, но и сыграл роль короля часов — отца девочек. Его последним фильмом стало продолжение «Мария, Мирабела в Транзистории», вышедшее в 1989 году. Замечательный мультипликатор скоропостижно скончался в 66 лет. У него случился сердечный приступ, когда он пытался втолкнуть застрявшую в снегу машину в гараж.

Чудесные голоса

Мария, Мирабела,
Живут волшебники для вас.
И в сказке вы, как дома,
И фея вам знакома
Улыбка милых глаз.

Успех «Марии, Мирабелы» предопределила прекрасная музыка Евгения Доги и великолепные голоса за кадром. Среди прочего, героев озвучивали — Клара Румянова (Заяц в «Ну, погоди!»), Наталия Гурзо (Гайка в «Чип и Дейл») и даже Георгий Вицин. А главную песню на русском языке исполнил Леонид Серебрянников. Любопытно, что изначально ее доверили Александру Градскому, однако его лирический тенор показался создателям картины не совсем подходящим для детского фильма…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter