Марина Влади: «Спокойная, теплая жизнь, я знаю, мне не понравилась бы»

Марине Влади — 80! Удивительные цифры для женщины, которую мы навсегда связали с именем актера и барда Владимира Высоцкого. А вот для миллионов ее почитателей в Европе Владимир Высоцкий навсегда останется лишь мужем знаменитой актрисы Марины Влади. Одним из четырех. Парадокс восприятия, который хочется перевернуть, как песочные часы, и взглянуть на Влади не только рядом с Высоцким.
«Колдунья»

В июне 1955 года, рассказывая о четырех дочерях артистической семьи эмигрантов из Российской империи, французский журнал «Пари–матч» предположил, что заглавная буква их сценических псевдонимов В означает слово «виктория — победа». Как это было в случае с Ольгой (Ольга Варен), Таней (Одиль Версуа) и Милицей (Элен Валье), доподлинно неизвестно, но Екатерина Марина Владимировна Полякова–Байдарова (Марина Влади) никогда не скрывала, что Влади всего лишь сокращенное имя ее отца.

Страсти и мужчины с детства занимали будущую актрису. Вхожая во французский дом ее родителей Татьяна Фролова вспоминала, как 10–летняя Марина на вечеринке танцевала перед гостями. Нарядно одетая в пачку балерины и серебряные туфли, она вместо классических па плясала, словно девка в дешевом кабаре, задирая юбку и задорно подмигивая мужчинам. Очевидно, Фролова и юная Марина не были подругами. Однажды, когда Татьяна пришла в гости в новой красивой шляпе, Марина, увидев обновку, «случайно» села на стул, где лежал головной убор. Изящный аксессуар превратился в жалкий блин, а юная проказница злорадно сверкала невинными глазками.

Свои первые заметные шаги в кино Влади делала в Италии. С учителями ей повезло. Как спустя годы признавалась актриса, уроки флирта ей преподал сам Марчелло Мастроянни. Самый известный совместный фильм назывался соответственно «Дни любви».

Босая, с прямыми струящимися по спине волосами, в декольтированном рубище, девушка органично сливалась с живым лесом. Босые ступни привычно и мягко ступали по хвойному насту, упругое сильное тело двигалось так легко и свободно, что все становилось естественным. Даже эффектный, продуманно экзотичный наряд не казался фальшивым на фоне реальной природы. Она заставляла верить зрителя, что выросла в этом лесу, знает все его тропы, и черная лань, которая ходит за ней по пятам, никем не приручена, а птицы и белки чувствуют в девушке свою лесную фею — такой Марину Влади увидели советские зрители в конце пятидесятых впервые во французском фильме «Колдунья».

Это знакомство могло и не состояться, не случись в СССР хрущевской оттепели. Потомки бывших белых эмигрантов перестали восприниматься как сугубо классовые враги, а культурные связи стали первыми теплыми лучами новой политики. В 1955 году прошла неделя французского кино. Благодаря фильмам Жерар Филипп, Ив Монтан, а затем и Марина Влади стали известны в том числе и белорусским зрителям.

После нескольких актерских романов уже в 17 лет Марина соблазнила 28–летнего Робера Оссейна. Актерский типаж мужа оказался под стать мятежному характеру жены. Потомок азербайджанского музыканта, Оссейн начинал карьеру в театре «Гран–Гиньоль», известном своими эпатажными представлениями страшных историй и кровавых драм. Здесь дежурным сценическим набором Робера стала маска — помертвевшее лицо с горящими глазами, в любой миг готовое исказиться гримасой гнева. Природа актера, а во многом и режиссера Оссейна требовала не только исключительных характеров, но также и исключительных ситуаций, крайней напряженности действия, атмосферы тайны, настоятельно призывающей разгадать ее. Марина на несколько лет стала постоянной участницей психологически накрученных фильмов мужа. В браке рождаются двое сыновей — Игорь и Петр. «Материнство сильно изменило меня, я быстро повзрослела. Жизнь становится намного сложнее, когда у вас есть дети», — вспоминала этот момент Влади.

На роль неукротимой златовласой Анжелики из саги Анн и Сержа Голон пробовались все знаменитые красавицы мирового кинематографа начала шестидесятых — Катрин Денев, Джейн Фонда, Моника Витти, Вирна Лизи, Аннет Стройберг. После того как отказалась главная блондинка Франции — Брижит Бардо, роль фактически уже отдали Марине Влади. Однако к тому времени отношения с Робером Оссейном окончательно испортились. Сложно даже представить, сколько ярости добавила бы Влади и без того буйному образу Анжелики, доведись ей изображать на экране чувства к бывшему мужу, утвержденному на роль киномужа Жоффрея де Пейрака. Благо предложений хватало, повод красиво отказаться нашелся. Соблазнительница Анжелика досталась Мишель Мерсье — обладательнице каштановых локонов, для которой роль стала и успехом, и клеймом на всю оставшуюся карьеру.

Жан–Клод Бруйе — второй муж Влади — был на 13 лет старше актрисы, за плечами имел героическую биографию борца французского Сопротивления, а в настоящем неугомонный авантюрный дух. Это был человек, который весьма успешно воплощал, казалось бы, самые неожиданные проекты. Начав с покупки грузовика в кредит, через несколько лет он создаст компанию, занимающуюся авиационными перевозками в труднодоступных экваториальных лесах Габона. Из Африки, продав все имущество, на своей яхте отправится посмотреть мир. Остановится в Полинезии, где создаст сеть гостиниц, и станет владельцем атолла Марутеа к югу от Туамоту. В дальнейшем возглавит компанию Polynesia Pearls, обратив взор на практически неизвестный до тех пор черный жемчуг. Этот проект сделает его и богатым, и известным! Бруйе был далек от традиционной артистической тусовки, но именно во время их отношений Марина добилась самой престижной кинонаграды. За образ юной стервы, сводящей в могилу своего не первой молодости мужа, в фильме «Современная история, или Королева пчел» (1963) она получила премию «За лучшую женскую роль» на кинофестивале в Каннах. Общего сына Жан–Клод и Марина назвали Владимиром. А всего у Жан–Клода Бруйе, скончавшегося пару лет назад в возрасте 91 года, восемь детей.

В семидесятые годы Марина Влади разрывается между Парижем и Москвой. Ее третий муж — Владимир Высоцкий. При этом сама Влади остается западной актрисой. Во время регулярного посещения СССР она считаное число раз попадет на съемки советского кинофильма. Случится это дважды до оформления официальных отношений с Высоцким. Сначала в комедии «Королевская регата» мелькнет лицо Марины Влади и немца Томаса Хольцмана в качестве самих себя — они гости Московского кинофестиваля. Затем появится в советско–французской ленте Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». А также дважды уже после смерти Высоцкого. В телесериале Говорухина «В поисках капитана Гранта» и в 1991 году, накануне развала СССР, Влади сыграет главную вампиршу в киноленте «Пьющие кровь».

Трагическая смерть Высоцкого в зените славы станет для Марины тяжелым ударом. Выйти из состояния депрессии ей поможет Леон Шварценберг — в годы войны участник французского Сопротивления, после крупный специалист–онколог, общественный деятель, депутат Европарламента. Их познакомил в Париже Андрей Тарковский, который уже в то время был знаком со Шварценбергом. Изначально это была просто дружба. Однако когда Леон покинул свою семью, оставив жене дом, Влади приютила его у себя. Их отношения продолжались до самой смерти Леона в 2003 году. К сожалению, последние годы были омрачены предчувствием надвигающейся катастрофы, онколог Шварценберг не смог справиться с этой страшной болезнью. Его имя носит улица в 10–м округе Парижа...

Период совместной жизни со Шварценбергом стал началом литературной деятельности Влади. «Мне было приятно выразить себя в письменной форме, потому что я нашла свободу, которую никогда не знала. Когда мы пишем, мы совершенно свободны. Свободны и ответственны. В то время как на сцене у нас есть текст для прочтения, кадр, постановка, партнеры. В кино мы вовсе не свободны: мы наигрываем эпизоды, а при редактировании режиссер может решить взять ту или иную сцену или порезать ее», — рассказывает о своих писательских ощущениях актриса. Литературное творчество для нее словно новая жизнь: «У меня было четыре мужа, много любовников и трое сыновей. Я жила рядом с ними, и поэтому, когда я пишу, — это для них. Потому что так они рядом со мной».

С возрастом Влади не ушла из профессии. Несколько лет назад сыграла главную роль в картине «Три разгневанные женщины», затем мать главной героини во французском телесериале «Сэм», а также в короткометражном фильме «Воздух забвения».

Сегодня Марина Влади скромно живет в Париже. Она по–прежнему прекрасно выглядит. Ее старшие сыновья Игорь и Петр живут на юге Франции, Владимир — на далеком Таити. Марина Влади не грустит о годах: «Это правда, что на протяжении всей моей жизни было много драм, взлетов и падений. У меня была, по–моему, очень беспокойная жизнь, но я не жалуюсь. В конце концов, у нас есть жизнь, которую мы выбираем... В любом случае спокойная, теплая жизнь, я знаю, мне не понравилась бы».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter