Марина Ладынина

Актеры советского кино

Смотрите завтра в 12.15 на Первом одну из первых советских комедий — «Трактористы»


Она без всякого сомнения кумир советских зрителей. У нее было все, что делает человека счастливым. И, извините за меркантильный подход, все, что создает жизнь с привилегиями: влиятельный супруг — режиссер номер один, рождение желанного сына, главные и яркие роли в культовых лентах, которые отмечены Государственными премиями и наградами, приемы в Кремле, квартира в московской высотке с домработницей...


И если бы Марина Ладынина родилась в другой стране, то, безусловно, стояла бы в одном ряду с европейскими и американскими актерами — звездами того времени, такими, как Грета Гарбо, Вивьен Ли. Правда, тогда у нее не было бы звания народной артистки СССР, но это — совсем иная история.


Творческий союз кинорежиссера Пырьева и актрисы Ладыниной был на редкость продуктивным. Хотя об этом браке до сих пор слагают легенды, причину развода летописцы дружно адресуют супругу, а точнее, любвеобильности Ивана Пырьева. Что было то было. От Пырьева — директора киностудии «Мосфильм» — действительно в те годы зависело почти все наше советское кино. Особую пристрастность ощутили на себе начинающие актрисы. У него была известная страсть влюбляться в них, а кто не подчинялся, попадал в немилость. Например, Клара Румянова была навечно «сослана» озвучивать Зайца в мультике «Ну, погоди!», некоторые утверждают, что пострадала и актриса Екатерина Савинова — трогательная Фрося Бурлакова... Но сейчас не о них.


В одном недавнем телевизионном сюжете рассказывали, что, расставшись с Пырьевым, Марина Алексеевна начала пить. У нее даже появилась маленькая фляжка, которую актриса всегда носила с собой. Однако когда по Москве пошли слухи, что Ладынина потихоньку спивается, она в один момент оставила свою привычку и больше никогда к фляжке не прикасалась. «Марина любила хорошее красное вино. В магазине ее называли «Мадам Каберне». Когда собирались друзья, тот же Дунаевский, Марина лепила вкуснейшие пельмени — под них шла только водочка. Мы очень любили шампанское. Ладынина хитро научилась его открывать — легонько постукивая по бутылке пальчиком», — вспоминала подруга актрисы Рогнеда Яценко.


После смерти актрисы мы узнали, что у нее в молодости был роман с итальянцем, служащим посольства, который очень негативно относился к советской власти. А незадолго до смерти Марина Алексеевна даже просила похоронить вместе с ней подаренное им дорогое кольцо с бриллиантом. Но родные побоялись, что могилу ограбят. К слову, родственники долго не могли определиться с местом захоронения, пока не вмешалась Наина Ельцина. Это она в последнюю минуту выхлопотала место для народной артистки СССР на Новодевичьем кладбище.


Безусловно, за связь с иностранцем в довоенное время (!) чекисты с Лубянки предложили ей «стучать». Она отказалась и, по всей вероятности, от лагерей спас ее именно Пырьев: он несколько раз ездил на Лубянку, вел беседы, просил разрешения снимать Ладынину в «Богатой невесте». И в итоге — выхлопотал. Съемки проходили в Киеве. Там же и случился роман актрисы с кинорежиссером. Правда, отношения они оформили официально не сразу, а когда их сыну Андрею исполнилось 14 лет.


А к моменту знакомства Марина Ладынина была замужем за актером Иваном Любезновым. Да и Пырьев был женат, но ради Марины он пошел на развод с актрисой Адой Войцик. Пишут, что Ада очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время и Пырьев бросит ее. Слова Войцик оказались пророческими.


После развода с Пырьевым Марина Алексеевна переехала из пятикомнатной квартиры на Котельнической набережной в «двушку» в том же доме. По обоюдному решению родителей сын остался жить с отцом, но на протяжении всей жизни Марина Алексеевна не теряла с сыном связи. Своего бывшего супруга она не простила, хотя и продолжала любить. Замуж больше не вышла.


Ее перестали снимать в большом кино, в театре не хватало для всех возрастных ролей и Ладынина зарабатывала выездными концертами — 15 рублей за выступление. Позже перевезла к себе мать, которая «под старость стала форменной Кабанихой», и ухаживала за ней до самой смерти.


Во всех энциклопедиях и справочниках местом рождения Марины Ладыниной значится село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. На самом же деле она родилась в селе Скотинино Смоленской губернии. Позже актриса изменила в документах место рождения на Назарово, куда она вместе с родителями и переехала.


Родители Марины Алексеевны были простыми крестьянами. Отец имел три класса образования, а мать Мария Наумовна была вовсе безграмотной. Кроме Марины, в семье было еще трое детей. Ей как самой старшей доставалось больше всех: убирала по дому, стирала, носила воду из реки, смотрела за младшими. А летом — батрачила, доила по 10 коров ежедневно. Страсть к сцене проснулась в школе. В драмкружке Марине доверили роль суфлера. Однажды она так увлеклась, что начала громко и с выражением подсказывать текст. За это ее уже тогда стали называть артисткой.


В 1929 году местный комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Девушка не растерялась, воспользовавшись представившейся возможностью, поехала и... поступила в ГИТИС. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и сделали пометку в ведомости «особо одаренная».


После окончания молодую актрису пригласили в МХАТ. Безусловно, ее жизнь кардинально изменилась, как только она в 1936 году познакомилась с Пырьевым и снялась в главной роли в картине «Богатая невеста». Кстати, сразу лента не прошла худсовет и ее положили на полку. Ситуация изменилась весной 1938 года. Новому руководителю кинокомитета фильм понравился и он отправил его Сталину. Иосиф Виссарионович был в восторге от комедии. Тут же отдали приказ выпустить фильм на экраны.


Картина «Трактористы» — вторая лента творческого союза Ладыниной и Пырьева. И вновь это была музыкальная комедия из деревенской жизни. Иван Пырьев впоследствии так отзывался о работе Марины Ладыниной в этой картине: «Мне везло с актерами. Марине, к примеру, надо было лететь по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный трактор. В фильме «Трактористы» актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках».


Успех картины превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины. В этом же фильме взошла звезда замечательного актера Бориса Андреева и нашего земляка Петра Алейникова.


Народная артистка СССР Марина Ладынина стала лауреатом пяти (!) Государственных премий СССР, и после 1954 года не снялась ни в одном фильме. Воплощая на экранах идеализированный образ рабочих и колхозниц, Ладынина наверняка понимала всю их фальшь и несостоятельность. Впрочем, как призналась актриса в 1998 году, в год своего 90–летия, она и тогда не питала никаких иллюзий насчет «светлого будущего». В одном из последних интервью она сказала: «Я все равно считала, что жизнь, бытие — это благо. У нас раньше в ходу был такой афоризм: «Хуже, кажется, нельзя, а глядишь — назавтра хуже». Факты тяжелых обстоятельств в жизни — они... неоспоримы, они существуют вне зависимости от нас».


Скончалась Марина Ладынина 10 марта 2003 года.


Подробности


Из материалов в СМИ стало известно, что когда отмечали юбилей фильма «Кубанские казаки», Ладыниной, Лучко и Давыдову подарили по машине. На встречу приехала Ирина — женщина, которая досматривала больную актрису, и взяла подарок наличными. Однако после смерти Марины Алексеевны эти деньги не нашли, как и пенсии, которую актриса не снимала со сберкнижки.


Единственный сын Андрей Иванович также не нашел в доме матери около 30 кассет с записями ее репетиций, рукопись автобиографической книги, которую Ладынина не закончила. А когда отмечали девять дней со дня смерти Марины Алексеевны, то, по рассказам подруги Ладыниной, Наина Иосифовна Ельцина послала шофера купить закусок... Украдены были даже вилки и ложки.


Кстати


Фильм «Свинарка и пастух» начал сниматься в феврале 1941 года. Большинство участников съемок стали просить отправить их на фронт. Сам Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство решило иначе — было дано указание доснять фильм.


Комедия вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же окрестили ее «деревенским лубком», а вот зрители до сих пор смотрят ее с интересом.


Факт


В детстве актрисе предсказали, что будет она богатой и счастливой. Девочка провалилась в деревенский туалет, откуда ее спас заезжий китаец — он–то и заявил: подобная примета — на удачу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter