Марек Сикора попрощался красиво

Таксисты знают все - это уж определенно: и как страной управлять, и как в хоккей играть...

Таксисты знают все - это уж определенно: и как страной управлять, и как в хоккей играть. Вот и водитель, который вез Марека Сикору по залитым весенним солнцем улицам на итоговую пресс-конференцию в "Минск-Арену", утруждать себя долгой прелюдией не стал, а, узнав в своем пассажире главного тренера хоккейного "Динамо", сказал ему сразу и в лоб: "Вы не виноваты, это они играть не хотели..."


Они - это хоккеисты. Мол, отработали немалые контракты, зачем же еще и в плей-офф себя "гробить"? Сам пан Марек так, конечно, не думает. "Деньги влияют на человека, - соглашается он, - а большие деньги влияют еще больше, с ними нелегко справиться. Но причина нашей неудачной игры после Нового года, думаю, не в этом... Парни вели себя достойно".


В чем же дело? Впрочем, не только на этот вопрос хотелось получить ответ. Было еще и много других. Например: "Почему?" 63 года - не критический возраст для тренера, а Марек Сикора сказал однозначно: с карьерой тренера заканчиваю.


- Я устал. Три последних года провел в России и Беларуси, вдали от дома, от семьи, от моих внучек. Много чего. Не могу позволить себе, скажем, сесть за руль автомобиля и вволю покататься. Может, прозвучит смешно, но этого тоже не хватает. Хочу пожить как нормальный человек. К тому же мне необходима операция на колене, у меня давление. Хватит. Я так решил.


Решение это не спонтанное, а потому рассчитывать, что Марек передумает, не приходится. По всему заметно, он действительно устал. От постоянного стресса, внимания, от того, что не предназначен себе. От назойливых вопросов журналистов он, безусловно, тоже устал. Вот и сейчас, на этой встрече, он перед нами один, как тополь на Плющихе, а корреспонденты стреляют в него своими мнениями и предположениями. "Каковы причины неудач в концовке сезона?", "Почему в решающий момент в команде не оказалось лидеров?", "Не считаете ошибкой расставание с Шелегом и Антоновым?", "Кем из игроков вы остались недовольны?" - пулеметными очередями неслось в тренера. Марек оборонялся четко. Кажется, он и тут не сможет предъявить себе претензий за игру в обороне, ведь нет же у него больших замечаний в адрес защитников своей команды! А вот от нападающих он ожидал немножко большего и рекомендует уже сейчас заняться поисками двух центральных форвардов на будущий сезон.


- Марек, а кого видите своим преемником? - как же обойтись без этого провокационного вопроса.


- После себя я хотел бы видеть на этом посту тренера пожестче. Честно говорю. Поагрессивнее. Я старался брать опытом и авторитетом, хотя слышал, как вокруг говорили, что мне не хватает жесткости. Но мне уже 63, я такой, какой есть, и перестраиваться поздно.


Одной из причин неудач во второй половине сезона Сикора назвал психологию: "В команде была не та атмосфера". Кажется, это еще называется "не лучший микроклимат".


- Я часто хожу пешком, меня останавливали болельщики, спрашивали: что, как? Я мало знал, что творится в раздевалке, я не живу с игроками, но мне кажется, что там были не те отношения. Доносчика у меня не было. Мне не требовался такой человек. Возможно, просто стоило поговорить по душам с кем-то из хоккеистов, съездить на шашлыки... Но в любом случае ответственность за это на мне, хоккей - командная игра.


Как сплотить коллектив тому тренеру, который придет вместо Марека? "Главная методика - это успешная игра", - дает свой совет чех, и с ним не поспоришь.


Он немного жалеет, что, кроме Минска и Бобруйска, больше ничего в Беларуси повидать не успел. Надеется компенсировать этот недостаток летом, когда, возможно, прилетит в Минск снова и вместе с женой. Но уже - как турист.


Таксист, кстати, рекомендовал Мареку посмотреть Брестскую крепость, наведаться в Гродно. Журналисты вспомнили еще такие чудные места, как Несвиж и Мирский замок. Марек охотно кивал и в ответ рассказывал о красотах Праги, куда вернется уже в пятницу и обнимется наконец со своей семьей. Ему определенно здесь нравилось, но как бы ни было хорошо в гостях, дома всегда лучше.


"У вас хорошее светлое нефильтрованное пиво", - говорит он, а в глазах его Чехия. Марек вспоминает наш пивной ресторан "У ратуши" с живой музыкой и то, как его узнавали посетители, подходившие сфотографироваться, а в нотках голоса - грусть.


Он ни о ком не хочет говорить плохо, предпочитая во всем дипломатические формулировки: "ожидал немного лучшего", "остался не совсем доволен"... Из белорусских игроков выделяет Андрея Стася и Владимира Денисова, сглаженное неудовольствие выражает канадцами Корсо, Платтом, Лигле - в ход идет то самое "ожидал немного большего". Организацию дел в "Динамо" оценивает на "отлично", хвалит Юрия Бородича ("хоть генерал, но очень демократичный") и собирает в дорогу чемодан со своим белорусским скарбом: сувениры, сало, домашнюю колбасу, купленную на "Комаровке", и, конечно, много фото на память.


- О Беларуси у меня останутся светлые воспоминания, - уверяет Марек. - Мы с женой ходили в театр на "Аиду". Прекрасно! А плохое... Никто у меня ничего не крал... Хотел как-то в торговом центре "Столица" купить билет в уборную. Дал 50 тысяч, перепутал купюры. Меня поправили, не обманули.


Марек прощался. Говорил, что дома займется "ремонтом души" и что с хоккеем закончил на сто процентов. "Нет драйва", - итожил он свою уверенность.


- Спасибо всем за красивые два года, - сказал добрый Марек и скрылся в темном лабиринте коридора.


И вам Марек - dekuji.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter