Марат МАРКОВ: На экране мы показали то, что действительно происходило в начале 90-х.

Заместитель председателя Национального государственной телерадиокомпании о фильме “Независимость. Перекрестки” и о новых проектах осеннего телесезона.
Заместитель председателя Национального государственной телерадиокомпании в эксклюзивном интервью “НГ” рассказал об уникальных кадрах фильма Белтелерадиокомпании “Независимость. Перекрестки”, о новых проектах осеннего телесезона на главном канале страны, а также о том, как заработать на телевидении и кто имеет шанс попасть на экран.

Своим путем

— Марат Сергеевич, сегодня исполняется восемнадцать лет с момента первой инаугурации Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. На этот день телеканал “Беларусь 1” запланировал показ документального фильма “Независимость. Перекрестки”. Впервые телезрители смогли посмотреть его 3 июля, в День Независимости.  На первом российском телеканале есть программа “Закрытый показ” с Александром Гордоном. Всякий раз перед началом показа участникам программы задается вопрос: почему надо смотреть этот фильм? Как бы вы ответили на него касательно вашего нового фильма?

— “Независимость. Перекрестки” нужно посмотреть хотя бы потому, что фильм просто интересен. У нас ведь избирательная память. Мы хорошо запоминаем наиболее яркие, приятные эпизоды из жизни, а весь негатив стараемся стереть, или, по крайней мере, спрятать поглубже, поскольку у каждого из нас очень силен инстинкт самосохранения. Идея фильма “Независимость. Перекрестки” состоит как раз в том, чтобы на основе красноречивых фактов и символов показать то, от чего мы давно отошли. Мы вспоминаем основные этапы становления суверенного белорусского государства от осколка некогда могущественной империи до создателя и полноправного участника евразийской интеграции, от экономического хаоса начала 90-х до стратегии социально ориентированного рынка.

— Не случайно фильм начинается с истории одной из самых длинных улиц в Европе — столичного проспекта Независимости. Он предстает перед нами как один из символов белорусской независимости, на пути которой было множество заманчивых перекрестков...

— И мы выбрали в итоге самый оптимальный путь, о чем говорят в нашем фильме эксперты из Франции, Германии, Эстонии, Украины. Все то, что мы показали на экране, действительно происходило в начале 90-х годов. Очереди, выстраивающиеся ночью за элементарными вещами, давящее на психику желание поскорее потратить деньги, потому что они обесценивались буквально на глазах, рост цен за год в 20 раз, купоны на продукты, десятки тысяч рабочих, которым нечем было кормить свои семьи. Время пустых прилавков и тотального дефицита, когда в цехах белорусских промышленных гигантов жгли костры, чтобы согреться, а за среднюю зарплату в восемь долларов у спекулянтов можно было купить только шесть батонов “Докторской”. Вспомните, возле Комаровского рынка, где сейчас красивая площадь с фонтаном и скульптурными композициями, когда-то все было заполнено грязными ларьками, торговцами, валютчиками. К счастью, в 1994 году к власти пришли прагматики, которые смогли сохранить национальную промышленность и навести в стране порядок, потому что понимали: основу промышленности в стране составляли предприятия, работавшие на весь Советский Союз. И в этих условиях шоковая терапия — это хаос.

— Сейчас Белтелерадиокомпанией ведутся съемки 10-серийного фильма “Судьба гигантов” — об известных брендах СССР и соцлагеря. А что бы вы назвали главными брендами советской эпохи?

— Для меня это, скорее всего, мотоцикл “Ява”. Впрочем, это детские впечатления, которые, как известно, самые сильные. Какой мальчишка в то время не мечтал иметь мопед, потом мотоцикл. Мне посчастливилось дважды побывать в Артеке, поэтому запомнились красные “икарусы” как один из символов пионерского детства. Таких примеров достаточно много, но мы стремимся показать главное: можно все разрушить до основания и думать, что делать дальше, а можно, сохранив все хорошее и отталкиваясь от этой базы, строить новое и лучшее. Мы пытаемся показать это на примере белорусских предприятий, которые не распродали за бумажные чеки, а сохранили, модернизировали, и сегодня они стоят миллиарды, а их продукция востребована в мире.

Говорите, вы в эфире...

— Кто-то из классиков однажды заметил, что в истории есть два величайших изобретения: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них. Какова роль телевидения в сегодняшней жизни? Чем и как сегодня можно удержать зрителя в условиях растущей конкуренции с интернетом?

— Герой фильма “Москва слезам не верит” на заре телевидения тоже предрекал гибель книгам и театру, но они живут и будут жить. Конечно, динамика жизни изменилась, объемы информации растут, нынешняя молодежь больше ориентируется на новые электронные технологии, которые совершенствуются каждый год. И это нормально, вспомните себя в 16—20 лет, когда жизнь воспринимается совершенно по-другому. Порой на телевизор попросту не остается времени. Но это означает только, что подавать информацию через телеэкран нужно максимально интересно, емко, динамично. Разделяя при этом такие понятия, как свобода слова, ответственность, объективность, честность. Безусловно, должна быть критика, но нельзя показывать частный случай как явление.

— По какому принципу отбираются новости на главном телеканале страны?

— Подбор информации зависит от профессионализма людей, которые этим занимаются. Мы не пропускаем важные новости, и в то же время даем в эфир все самое интересное, что произошло в стране и в мире. Очень важно грамотно скомпоновать весь выпуск, подверстать одну новость под другую, чтобы все смотрелось на одном дыхании. Мы говорим максимально просто, на языке людей, которые нас смотрят. Возможно, именно грамотный подбор важнейших и интереснейших новостей в одном выпуске, разнообразие и динамичная подача привлекает к нам зрителя. Нам доверяют. Люди отмечают, что в плане новостей мы самые сильные.

В новом сезоне планируем усилить новостные блоки за счет экономической составляющей. Это будет такая информация, которая интересна и полезна каждому зрителю, поможет ему разобраться в происходящем на рынке, начиная от курсов валюты, тарифов, цен, кредитных и депозитных ставок до полезных советов, рекомендаций. Появившийся в вечерней “Панораме” экономический блок
“В курсе” станет ежедневным.
С марта мы активно проводим кастинг ведущих, репортеров, и в новом сезоне увидите и новые лица.

— Что еще в планах?

— Проектов, идей очень много, но не хотелось бы раскрывать всех секретов. Развитие получат программы, над которыми начали работать недавно. Например, в цикле “Журналистское расследование” зритель увидит новые фильмы на острые социальные, исторические и политические темы. В проекте “Знай наших” расскажем не только о современниках, но и о тех, кто прославил Беларусь в разные годы, в том числе известных исторических личностях. Планируем значительно больше внимания уделять специальным репортажам аналитического характера. Сейчас работаем над концепцией нового ток-шоу.

— Появится ли у нас свой спортивный канал?

— Спортивный канал относится к нишевым, и он всегда будет иметь свою аудиторию. Если вы обратили внимание, наш канал “Беларусь 2” сегодня частично заполняет эту нишу. И за счет трансляции футбольных матчей европейского первенства его рейтинги существенно выросли. Через неделю этот канал в буквальном смысле станет олимпийским. На игры в Лондон уже отправилась большая команда Белтелерадиокомпании. Все лучшие моменты Олимпиады и прямые трансляции состязаний будут только у нас. В целом же вопрос создания отдельного спортивного канала многогранен, нужно соизмерять желания и возможности телекомпании. Раскрою секрет: мы первая белорусская телекомпания, которая планирует открыть собственное интернет-телевидение. Работа по его созданию уже началась, сейчас подбираем персонал, прорабатывается концепция нового канала, изучается мировой опыт. 

Шанс на успех

— Как попадают к вам на работу? Есть ли особые требования к претендентам?

— Сразу вспоминается анекдот про идеального мужчину, который не пьет, не курит, не изменяет... и не существует. Так же можно сказать и про идеального тележурналиста. Конечно, хотелось бы, чтобы человек, приходящий к нам, сразу обладал набором профессиональных качеств, имел профильное образование, запоминающуюся внешность, грамотную речь и при этом был еще и харизматичен. Но это идеальный вариант, и зачастую важнее оказываются не только профессиональные, но и простые человеческие качества: трудолюбие, упорство, порядочность, взаимовыручка. Вообще, люди приходят к нам разными путями, и журналистское образование желательное, но вовсе не обязательное условие. Ведь спектр телепрограмм довольно широкий, и полезными могут оказаться представители самых разных профессий — юристы, экономисты, историки, есть прекрасные находки из актерской среды. Система отбора у нас отлажена, есть специальные курсы, и мы можем дать шанс любому человеку, если у него есть желание.

— Бытует мнение, что на главном государственном телеканале крутятся огромные деньги и все телевизионщики живут на широкую ногу: одеваются в лучших бутиках, ездят на шикарных иномарках и так далее...

— Это мнение, мягко говоря, не соответствует действительности. Есть хорошее выражение: “Если бы люди говорили только то, что они действительно знают, на Земле было бы удивительно тихо”. Как и в любой другой профессии, если человек работает много, он зарабатывает больше. Все зависит от способностей и желания работать. Скажу так: зарплаты у наших журналистов далеко не самые высокие в стране. Но есть такое понятие, как рейтинговые программы, которые приносят кампании рекламные деньги, и операторы, журналисты и режиссеры, которые в них участвуют, нашли свою нишу, много и плотно работают, имеют возможность заработать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter