«Самоистязание по 4—5 часов в день непрерывным бегом…» Что заставляет Алеся Шуппо испытывать себя на грани возможностей

Марафон с приставкой «ультра»

Победа над собой — сложнейшая из всех

Когда тебя находит в интернете совершенно незнакомый человек и предлагает в соавторстве написать книгу о «марафоне, системе тренировок, преодолении себя и мотивациях активного образа жизни», при этом отмечая, что гонорар его нисколько не интересует, то эгоцентризм все-таки не кажется пандемией.

Сто с минусом

Договорились встретиться в парке. Пока ждал на лавочке будущего соавтора, по аллейке неспешно протрусили два-три физкультурника. Но это явно не те, кто выкладывается на марафонских дистанциях, — обычные приверженцы зожа. Его я заметил издалека: яркий спортивный костюм, стильные солнцезащитные очки и бег — очень легкий, ритмичный, заряженный энергией хоть сутки нарезать круги…

— Алесь Шуппо, будем знакомы! — рука горячая, а дыхание, будто не тренировался, а с девушкой гулял. — Может, побеседуем за чаем?

Его появление, показалось, внесло в вечернюю духоту кафе порыв свежего ветра. Не единожды доводилось наблюдать «спортсменов-всепогодников», поэтому первый вопрос, который я задаю, прежде чем перейти к разговору о совместных планах, — некомфортно, наверное, бегать в холод или дождь…

— Привычка… — улыбается в ответ. — Знаете, в детстве за серьезную провинность меня заставляли просто сидеть на кровати, и это было, наверное, наихудшим из всего.

Другой «плохиш» счел бы такое наказание бонусом. Ну да, скольких из нас воспитала лень? Пожинать горькие плоды этой «педагогики» приходится спустя годы: быстрая утомляемость, нарушения обмена веществ, гипертония, ожирение…

— О себе не без тайной гордости могу сказать, что миновала чаша сия, — замечает Алесь. — В младших классах занимался танцами, потом борьбой, мотокроссом, любил кататься на велосипеде…

К кофе и чаю подали пирожные, но собеседник к ним не притронулся:

— Слежу за собой!.. Удивитесь, но в юном возрасте, будучи активным и подвижным мальчишкой, я имел избыточный вес. Он сохранился и в молодые годы, что серьезно расстраивало: сто килограммов даже при моем (выше среднего) росте — нешуточное дело.

Тут я с удивлением узнаю, что избавиться от лишнего может помочь не новомодная диета, а банальный спор с подружкой, который мой собеседник выиграл, сбросив двадцать восемь кило. Но Алесь не воспринимает ту давнюю историю как курьез:

— Теперь я благодарен этому пари, потому что оно во многом помогло мне без громких слов сделать себя.

От короткой дистанции к длинной

В то время он уже окончил институт. Обрести хорошую физическую форму для молодого человека, согласитесь, немаловажно, сказал бы — сильно, но еще более волевое решение — перманентно поддерживать ее. Наверное, именно это обстоятельство заставило заняться бегом?

— Трудно сказать… — Алесь задумчиво вращает чашку. — Скорее, это произошло интуитивно. Образно говоря, позвали на беговую дорожку старые кеды. Я начал наматывать круги, не следя особо за длиной дистанции и временем тренировки. Больше или меньше — какая разница... Мне просто нравилось состояние организма после анаэробной физической нагрузки. Это можно условно назвать умиротворением.

Постепенно километраж стал увеличиваться. Через два года после начала тренировок Алесь мог уже пробежать около шестнадцати километров. 

— То было обычное тренировочное утро, и я вовсе не намеревался поначалу устанавливать личный рекорд, — увлеченно рассказывает Алесь Шуппо, забыв на время о книге. — Помню, ноги сами несли, движение вперед было легко и приятно, и вот она — контрольная шестнадцатикилометровая отметка.

А что если пробежать еще один круг? Примерно так он объяснил свою мотивацию преодолеть привычный рубеж. Да, мы сами порой не понимаем, что заставляет человека испытывать себя на грани возможностей…

— Потом еще круг и еще… Постепенно я начал терять контроль над самочувствием и только на тридцатом ­километре глотнул воды. Конечно, это был уже нездоровый бег, когда все рефлексы притупляются, ошеломленный перегрузкой мозг перестает подавать необходимые сигналы, а пить и есть (специальный напиток, гели, батончики…) на длинной дистанции просто необходимо.

В общем, он банально попросил у прохожих напиться и одним махом влил в себя чуть ли не литр. Нельзя не поверить, что все страшно болело — мышцы, суставы… — но после воды стало легче, и в итоге он пробежал сорок два километра. Прихромал домой, что-то съел и проспал полдня.

Это и был первый его марафон.

Забег «по-киевски»

Как пробежать 42,195 км — целая наука, в ней много нюансов. И после того памятного забега, как я узнал в ходе нашей беседы, Алесь начал читать специальную литературу, собирать и изучать информацию, приобрел спортивные часы. Познакомился с людьми, для которых марафон — часть жизни.

— И для меня он не стал единичным событием в жизни. В мае 2016 года я гостил у друга в Киеве, где через пару дней должен был состояться Kyiv Euro Marathon 2016, — рассказывает Алесь. — У товарища и родилась внезапная мысль: давай, мол, зарегистрируем тебя участником!

Но к таким состязаниям нужно готовиться, причем заблаговременно, а Алесь довольно долго только поддерживал себя в форме, не преодолевая за тренировку более пяти километров. В общем, друг поставил его перед трудным выбором.

— Однако я согласился и пробежал марафонскую дистанцию (она пролегала по центральным улицам Киева) в числе многих тысяч других участников, среди которых оказалось и немало профессионалов, — продолжает Алесь. — Не скажу, что было просто. Мероприятие организовали на хорошем уровне — питание, поддержка… Это в какой-то степени помогло.

Но на последних семи-восьми километрах уже пришлось, как он признался, собрать всю волю в кулак. Его общее время — 3 часа 39 минут, что, как я понял, очень неплохо для марафонца-любителя, принимая во внимание и тот факт, что бежал Алесь без подготовки.

Форма решает все

Кроме киевской медали, у него есть награды разной пробы и за участие в других состязаниях, как в классическом марафоне, так и в забегах на меньшие дистанции. Это соревнования «Бизон рейс», Минский полумарафон, «Солнечная долина»…

— Идея пробежать ультрамарафон, а именно 70 км, родилась у меня полтора года назад, летом, в тот период, когда я увеличил интенсивность и время тренировок, закрывая шесть полумарафонов за пять дней, — вспоминает собеседник. — Или можно сказать наоборот: начал активно готовиться, поставив цель пробежать ультрамарафон. Конечно, была серьезная информационная поддержка в лице единомышленников, которые знают о забегах на сверхдлинные дистанции почти все.

Но знать мало, нужно быть в отличной физической форме. А для этого требуется время на основательную подготовку — около полугода, — которого у Алеся, по его словам, не было. А что было? Желание, цель, решимость преодолеть себя, пусть даже ценой самых жестких тренировок.

— Самоистязание по 4—5 часов в день непрерывным бегом… Честно скажу, что после такой нагрузки иногда становилось дурно, — признается он. — Но человек любит и уважает себя только в труде, а марафон, как и любая спортивная дисциплина, — труд немалый.

Финиш — горизонт

Зачем это было нужно?.. Повисла долгая пауза. А что заставляет человека покорять горные вершины, спускаться по бурным рекам или преодолевать многокилометровые маршруты с рюкзаком на плечах? На этот очень похожий вопрос еще шестидесятники, казалось бы, дали ответ. И все-таки каждый, кому не чужда пассионарность, продолжает искать его в себе.

— Не только для того, чтобы определить, где твой индивидуальный предел, а еще и перешагнуть его, — Алесь, наконец, находит нужные слова.

Забег на 70 км он решил сделать благотворительным, то есть привлек к организации несколько известных частных компаний, которые за каждый осиленный Алесем километр перечисляли деньги на счет Ждановичского специального дошкольного детского дома. Он расположен недалеко от МКАД, рядом с тем местом, откуда стартовал Алесь.

…Ему предстояло пробежать до Молодечно и часть дистанции в обратную сторону. Нормальному человеку сказать — не поверит. Но забегая вперед (извините за каламбур), сообщим, что запланированные 70 км он преодолел.

— Сказать просто, что было трудно, — лучше вообще промолчать, — произносит Алесь, медленно помешивая уже остывший чай. — Весь путь занял 7 часов 15 минут. На моих спортивных часах было зафиксировано это время. В сопровождении шли две легковые машины — из одной делали фото- и видеосъемку, в другой вели контроль за дорогой, чтобы меня не сбил ненароком кто-нибудь из лихачей. Это в какой-то мере придавало уверенности, и тем не менее… На отдельных участках от перегрузки просто темнело в глазах. Пил на бегу, глотал специальные гели, но это помогало лишь отчасти. Боль чувствовал каждой клеткой, слышал, как трутся суставы, мозг отказывался что-либо воспринимать и выдавать какие-либо сигналы…

Цель была достигнута. Разговорившись, мы переходим от ультрамарафонского забега к сопряженным темам — здоровье, активный образ жизни…

Да, тут все взаимосвязано самым тесным образом: крепкий, закаленный организм и осуществление мечты, пассионарность и стремление стать лидером на своей стезе… Но если обычную дорогу осилит идущий, то очень длинный путь — только упорно стремящийся к цели. А как это сделать? Бегом!

infong@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter