Марафон, начавшийся в Лукомле

На стадионе Белорусского государственного универстета физкультуры ее трудно отличить от студентов. Подтянутая, стройная. Непокорная возрасту, полная решимости готовить новых белорусских чемпионов... Такой я увидела знаменитую землячку Елену Васильевну Цухло во время недавней встречи в столице. Что ж, наверное, другой трудно представить женщину, в жизненном багаже которой много блестящих спортивных побед, титул мастера спорта международного класса, мировой рекорд. Более 60 марафонов!

Все японские газеты называли Елену ЦУХЛО самурайкой.

На стадионе Белорусского государственного универстета физкультуры ее трудно отличить от студентов. Подтянутая, стройная. Непокорная возрасту, полная решимости готовить новых белорусских чемпионов... Такой я увидела знаменитую землячку Елену Васильевну Цухло во время недавней встречи в столице. Что ж, наверное, другой трудно представить женщину, в жизненном багаже которой много блестящих спортивных побед, титул мастера спорта международного класса, мировой рекорд. Более 60 марафонов!

Уроженка деревни Лукомль Чашникского района — одна из первых женщин бывшего Союза, которая вышла состязаться на марафонских дистанциях. С ее успехами связано рождение советского женского марафона. В течение восьми лет лукомчанка являлась членом сборной Советского Союза, более десяти лет — членом национальной сборной Беларуси. Ее мастерством восхищались поляки, японцы, итальянцы, греки, австрийцы. И теперь, когда пришла пора заслуженного отдыха, Елена Васильевна не успокаивается, передает свой опыт молодым. Она — преподаватель, работает на кафедре легкой атлетики БГУФКа.

Из-за большой занятости Елена Васильевна нечасто бывает на малой родине. А когда выбирается в родные места, к заветной калитке, у которой теперь ее встречает только отец Василий Филиппович, ветеран войны, старается, как в детстве... прибежать. Из машины выходит километров за пять от Лукомля. И по полям, по лугам в кроссовочках — к родительскому дому. Много лет назад здесь жила большая семья, в которой воспитывалось семеро детей. Теперь все вместе собираются по праздникам.

Леночка, старшая из сестер, росла настоящей маминой помощницей. Делать кое-как она не умеет. Всегда трудилась от души. В школе в ней тоже души не чаяли. Отличница, секретарь комсомольской организации, спортсменка. Мама, видя, как нелегко приходится дочери, старалась, хоть ненадолго, освободить ее от домашних забот. Летом отправляла в пионерский лагерь. Вернувшись, девочка вновь окуналась в круговорот привычных для нее дел. Но всегда находила время для спортивных занятий. В девятом классе выступала на областной олимпиаде. На нее обратили внимание. Поступило предложение поехать в Минск, в училище олимпийского резерва. Посвятить свою жизнь спорту она мечтала уже тогда, поэтому решилась.

Сегодня Елена Васильевна с улыбкой вспоминает первые испытания. За лето перед началом учебы в училище ей предстояло научиться бегать в шиповках.

— Каждое утро, — рассказывает спортсменка, — надевала ботинки и бегала. Деревенские недоумевали. «Ой, Таня, — спрашивали маму, — что это с твоей девкой стало?» Я не отступала. Тренировалась ежедневно и накануне отъезда чувствовала себя вполне комфортно в новой обуви.

Труд окупился сторицей. Уже на первых соревнованиях в столице она победила. И поняла, что спорт — это прежде всего трудолюбие и дисциплина. Иначе ничего не добьешься. Жизнь постоянно подтверждала правильность ее позиции.

После училища был педагогический институт иностранных языков. Но спорт оставался у будущего лингвиста главным делом. Росло мастерство — удлинялись дистанции. Спортсменка не щадила себя. Оглядываясь на пройденное, Елена Васильевна осознает, что принадлежит к поколению, работавшему в спорте исключительно на славу страны, на медали. Спортивное мастерство не приносило материальных благ. Несмотря на это, ее поколение не жалело себя, отдавало все. Сколько сил, энергии, воли понадобилось сельской девчонке, чтобы в стране, где только зарождался женский марафон, доказать способность бороться на дистанции 42 километра 195 метров. Лучший свой результат Цухло показала в Риме в 1987 году — 2 часа 28 минут 53 секунды. Там, на чемпионате мира, она завоевала пятое место. В беге на 20 километров нашей землячке удалось установить мировой рекорд — 1 час 6 минут 16 секунд.

Нет, свою молодость она считает замечательной. Уже потому, что ей довелось побывать во многих странах. Сверстники о таком не могли и мечтать. А за рубежом в те годы представление о советской женщине связывали с образом страдалицы, интересы которой не выходят за рамки семьи. Своими успехами, победами спортсменки стремились развеять сложившийся стереотип. Очень радовались, когда это удавалось. Елене Васильевне много раз доводилось выступать в Японии. Один из своих марафонов в Стране восходящего солнца спортсменке пришлось бежать в день смерти Брежнева. Тренер волновался. Утром собрал их и умолял: «Девчонки, только не подведите».

«На протяжении всей дистанции, — вспоминает Елена Васильевна, — везде стояли толпы народа. Я бежала очень хорошо. Но вдруг, собрав все силы для решительного броска, неожиданно врезаюсь в толпу. Мышцы свела судорога. Что делать? И тут вспоминаю мамин совет, который она давала нам, когда ходили на речку. Срываю с себя булавку... и колю ногу. Помогло — я пришла второй. Но сенсацией стало не это. Сенсацией стала булавка. На следующий день все японские газеты называли меня самурайкой. Всюду приглашали, расспрашивали, где я этому научилась. Получилась наглядная агитация: советская женщина может невозможное».

С тех пор прошло почти тридцать лет. Сегодня Елена Васильевна тоже агитирует. Собственным примером не устает убеждать, что здоровый образ жизни, спорт, движение — спасение от многих бед. Она по-прежнему побеждает. Правда, уже в любительских забегах. Спортивную эстафету от матери приняла дочь Виктория — студентка университета физкультуры. В свои двадцать младшая Цухло — мастер спорта по дзюдо. Опыт замечательного педагога с удовольствием перенимают студенты. Марафон, начавшийся в Новолукомле, продолжается...

Ирина ТОРБИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter