Мания копания

Провинциальный вариант «Острова сокровищ»
Провинциальный вариант «Острова сокровищ»

Слухи о том, что в окрестностях деревни Александровка Пружанского района зарыт старинный клад, подогревались из года в год самими жителями. Говорили, золото повстанцы Кастуся Калиновского якобы схоронили за околицей. Да, бои здесь действительно были — один из отрядов отступал. А вот насчет клада... Видимо, человеческая логика проста донельзя: убегают — значит, наспех прячут добро. Постараться чуть–чуть — и клад в кармане. Со временем легенда обросла подробностями, пересказывалась с новыми и новыми деталями. В итоге золота в зарытом якобы медном котле к нашему времени «набралось» аж целых 150 килограммов.

...Несостоявшийся брестский бизнесмен Игорь Емельянов узнал о кладе от знакомого — Михаила Гусика, мать которого жила в Александровке. В детстве во время грозы она вроде бы крест на дереве видела, оттого и была уверена стопроцентно — это к кладу! Емельянову история запала в душу, и поиски золота на некоторое время стали смыслом его жизни. Чужое добро могло наладить пошатнувшиеся дела. Игорь купил металлоискатель и отправился в Александровку. Жил в лесном шалаше, стирать одежду приходил в деревню, еду друзья привозили из Бреста. Местные жители его хорошо помнят: выспрашивал все, выпытывал, карты составлял. Глядишь, порой и «вспоминал» кое–кто из старожилов Александровки нужные кладоискателю детали. Но поиски были тщетными. Помощники, вначале воодушевленные рассказами о повстанческом схроне, стали Емельянова потихоньку покидать. А он отступать не хотел ни в какую — столько сил и средств ушло, два года жизни потрачены зря и в голове одни лишь мысли о золоте. Жена и двое детей уже забыли, как он выглядит, но домой ждали с кладом. Удрученный безрезультатными поисками, Емельянов наконец предъявил претензии Гусику.

— Может, ты наврал?

— Да нет, все правда! А знаешь, мать думает, что клад давно вырыли, — мелькнула у Михаила спасительная мысль. Долго придумывать, кто стал счастливчиком, не пришлось. Гусик назвал Климчуков из Бреста. На лето пенсионеры приезжали в Александровку, в родительскую усадьбу, где держали несколько десятков ульев. Емельянов тоже к ним захаживал, бывало, меда купить. Выбор пал на брестскую семью по простой причине: у них есть домик в Бресте, машина, у дочерей квартиры — богатые, значит. А деньжата, видимо, повелись от продажи клада...

И Емельянов старательно превращает жизнь семьи пенсионеров в ад. Сначала они не воспринимали его звонки всерьез, но кладоискатель не унимался. 17 декабря 2004 года явился в брестский дом Климчуков с дубинкой и потребовал... 150 килограммов золота или 276 миллионов долларов. 18 декабря пришел на работу к их дочери Анне, требуя золото и угрожая, что возьмет ее племянника Романа в заложники. 28 декабря позвонил Виктору Федоровичу домой и опять потребовал «вернуть клад» ему, прозябавшему в палатке, покусанному комарами... Золотоискатель звонит Климчукам с угрозами, невзирая на праздники, — 30 декабря, 1 января...

В начале февраля 2005 года семья обратилась в милицию, но поддержки не нашла. Выслушали, правда. А Емельянов продолжал третировать людей...

25 августа 2005 года наступила развязка. В тот вечер в деревенский дом к Климчукам явился строго одетый мужчина со спутницей. Визитер представился сотрудником Комитета госконтроля, сказал, что Емельянов уже осужден, и вдруг «закинул» вопрос, хитро прищурив глаз: «А может, все–таки нашли клад?»

— Да нет же, никакого клада не было! — искренне ответил хозяин.

«Пиджак» вышел на улицу и сказал по рации: «Все готово...» Буквально через минуту к дому подъехал автомобиль, из которого выскочили люди в камуфляжной форме и масках. Опешившую Тамару Максимовну усадили на стул, сделали несколько инъекций, потом привязали веревкой к кровати, надели на голову полиэтиленовый пакет. Мужа пытали, прижигая тело паяльником, чтобы не кричал, рот заклеили скотчем, руки сковали наручниками. Семилетнего внука Ромку, спрятавшегося от страха в кладовке, вытащили и тоже связали. Размахивая пистолетом, Емельянов (он снял шапочку с головы и выдал себя с потрохами) велел подельникам разлить бензин, угрожал поджечь дом. Пытки продолжались 5 часов, пока не поднял шум сосед, которого обеспокоенная молчанием телефона брестская дочка Климчуков попросила заглянуть к родителям...

На следующий день в отношении Емельянова возбудили наконец уголовное дело. Но кладоискатель сбежал, и задержать его удалось только через четыре месяца в России. Минские судмедэксперты вынесли заключение: Емельянов невменяем. Его хроническое расстройство называется монотематической бредовой идеей кладоискательства. По этой причине в декабре прошлого года суд Пружанского района от уголовной ответственности Емельянова освободил и вынес определение о принудительном лечении золотоискателя в психиатрической больнице со строгим наблюдением. Климчукам, предъявившим мучителю иск на сумму 42 миллиона рублей, в возмещении морального вреда отказали.

Вердиктом суда остались недовольны обе стороны и написали частные жалобы. Пострадавший требовал привлечь кладоискателя к уголовной ответственности, считая, что 1,5 года назад Емельянов производил впечатление вполне здорового человека. Да и сам Емельянов себя вменяемым считает, на сей счет написал жалобу и... кучу писем во все инстанции, требуя отнять у Климчуков «незаконно присвоенный клад». Недавно коллегия по уголовным делам Брестского областного суда оставила решение районного суда в силе.

Между тем втянутая в историю семья в безопасности себя не чувствует. Ведь помощники одержимого кладоискателя, устроившие погром в Александровке, остаются на воле. Уголовное дело в их отношении выделено в отдельное производство, но до сих пор даже имена разбойников не установлены.

«Теперь наведываемся в Александровку редко. Пасеке в прошлом году мало внимания уделял, а жалко ведь», — признался мне Виктор Федорович. Говорит, председатель сельсовета пригрозил штрафом: двор, мол, неухоженный. А как возвращаться, если в стареньком родительском доме давно поселился страх?

Фото Татьяны ГРИНКЕВИЧ, «СБ».

(Фамилии изменены.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter