Мамонт в слоновой шкуре

Столичные метростроевцы нашли останки животного, которому, по самым скромным подсчетам, около 100 тысяч лет

Не спеши вперед археологов в котлован – ошибешься. Берцовая кость мамонта, новость о находке которой вмиг облетела Минск, таковою не оказалась. В четырех километрах от станции метро «Борисовский тракт», на глубине 10 метров экскаватор зацепил плечевую кость лесного слона. Говоря сложнее, paleoloxodon antiquus’а. А это само по себе уже сенсация.

— Подобные предположения возникли сразу, но мы не стали спешить с выводами. Пригласили с геофака БГУ палеонтолога Александра Мотузко, еще раз все промерили и сверили по книгам. Сомнений нет: обломок ребра, грудной позвонок с позвоночным диском и плечевая кость представляют собой фрагменты скелета лесного слона, который жил в эпоху Муравинского межледникового периода (110—95 тысяч лет назад), — рассказывает «Р» доктор исторических наук Елена Калечиц, заведующая отделом археологии первобытного общества Института истории Национальной академии наук. — Находка для Беларуси уникальная: до сих пор останки этих древних травоядных находили только в Воронежской области (Россия), Польше, Германии, Голландии и Англии. И вот теперь – у нас.

Я силюсь поднять громадину с экспозиционного стола и делаю это в итоге с немалым трудом. В кости доисторического плеча килограммов 25—30, а то и больше. Оно и понятно — слон! Останки великолепно сохранились: четко видны даже прослойки губчатого вещества внутри самой кости. Как такое может быть? Ответ дали геологи: всю эту сотню тысяч лет кости пролежали в озерно-болотистых отложениях без доступа кислорода. Отсюда – и презентабельный вид.

— Эпоха, в которую жили эти древние животные, была чрезвычайно теплой и благодатной. Обилие корма, высокие широколиственные леса давали простор для разнообразных форм жизни. Кроме лесных слонов, на тот момент уже были бурый медведь, первобытный зубр, шерстистый носорог, древний бык и конь, северный олень и, конечно, мамонты, — говорит Елена Калечиц. – Первые жители нынешней территории Беларуси теоретически даже могли охотиться на это животное. Но данный экземпляр умер своей смертью: ни следов погрызов, ни ранений. Слона сразила старость или болезнь.

Что же дальше? Кости еще раз очистят, покроют клеящим веществом и, скорее всего, отправят на хранение в музей Института истории. Но исследования на этом не прекратятся. Уже отправлены на экспертизу фрагменты породы, в которой обнаружены находки. Грунт с остатками мелких ракушек и прочими вкраплениями промоют и сделают заключение о составе фауны. Не успокоились и геологи: в радиусе нескольких десятков метров от места обнаружения костей вскоре пробурят дополнительные скважины и попытаются найти другие части скелета. Любопытно, сколько будет весить череп этой милой зверушки?                     

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter