Мамонт оказался слоном

Ученые определили, что за кость откопали метростроевцы
Ученые определили, что за кость откопали метростроевцы

Кое–кто, наверное, разочаруется: мамонты в районе строящейся станции метро «Уручье» не пробегали никогда. 100 тысяч лет назад здесь бродили слоны, но не простые, а лесные. Такое заключение после исследования найденной несколько дней назад кости ископаемого животного сделали белорусские археологи.

— Кость, которую откопали на глубине 8 метров, заинтересовала нас сразу же, — рассказывает заведующая отделом археологии первобытного общества Института истории НАН Елена Калечиц. — Находка была не совсем обычной по размеру и форме, поэтому мы и не спешили делать выводы о том, что она принадлежит мамонту.

Как оказалось, не спешили правильно. Впрочем, и лесной слон для археологов и палеонтологов — лакомый экспонат. До этого на территории Беларуси останков этого вида древних хоботовых не находили. Лесные слоны были распространены в Западной Европе, водились на территории Германии, Голландии, Англии. К нам они забредали редко. Зубы такого же гиганта, кстати, нашли недавно в Воронежской области. Минская кость пролежала в земле около 100 тысяч лет: слон гулял по белорусской земле в период последнего межледниковья.

Археологов подобные находки интересуют в первую очередь потому, что рядом с ними часто обнаруживаются следы древнего человека. В этот раз, к сожалению, их не отыскали. Зато рельеф местности и найденные в котловане мелкие ракушки позволили сделать вывод о том, что в седой древности на месте строящегося метро было болото или, скажем, озерный водоем. Бедный слон попал в водную ловушку, выбраться не смог, захлебнулся да так и пролежал бы в своей могиле неопознанным до скончания века, если бы не экскаваторщик Владимир Зубрицкий.

— Найденная кость оказалась плечевой. Где–то рядом должен был быть череп, но его, наверное, разрушили ковшом экскаватора, — сокрушается Александр Мотузка, доцент кафедры физической географии, материков и океанов геофака Белгосуниверситета. — Тогда бы мы могли сказать с уверенностью на сто процентов: это — лесной слон. А так его легко можно спутать с мамонтихой. Палеолоксодоны (лесные слоны. — Н.К.) были выше и стройнее мамонтов–самцов, но выглядели не так массивно. Они доставали пищу с деревьев, жили в широколиственных лесах. Девочки–мамонты своей стройностью и элегантностью на них походили.

...Кем бы ни оказался уручский реликт, факт его научной значимости налицо. Археологические исследования будут продолжаться, и уже в скором времени историки предоставят нам подробный сценарий того, что происходило на минских просторах сотни тысяч лет назад.

На снимке: доцент Витебского госуниверситета Татьяна Бубенько специально приехала в Минск, чтобы увидеть редкую находку и рассказать о ней своим студентам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter