Не все выпускники детского дома способны адаптироваться к взрослой жизни

Маме пора повзрослеть

Государство много делает для социализации и адаптации выпускников детских домов. Однако, прожив в интернате на полном обеспечении, получив бесплатное жилье, некоторые сироты так и не становятся взрослыми, не знают, как жить самостоятельно, и попадают в неприятные ситуации. История, недавно выложенная на брестских интернет–ресурсах, и меня задела за живое. Я тоже перевела определенную сумму на счет семьи из Брестского района, которую за неоплату коммунальных услуг якобы решили лишить ребенка. На деле все оказалось не так однозначно...


С героями интернет–публикации Татьяной и Юрием мы встретились в Бресте. Они только что вышли из здания администрации района, где консультировались по поводу восстановления паспорта Юрия. Ей — 27, ему — 25. У нее — 7–летняя дочь, беременность на позднем сроке, двухкомнатная квартира в деревне Тельмы Брестского района, 1.400 рублей долга за «коммуналку», 7.000 долга и пеня по кредиту. У него нет даже паспорта. Говорит, потерял. А за плечами бурная жизнь: семь раз привлекался за распитие спиртных напитков в общественных местах, три — за мелкие хулиганства, два — за неповиновение сотрудникам милиции, имеет четыре судимости за кражи, одну — за грабеж, две — за хулиганство. Юрий не в ладу с законом с 16 лет, только что освободился из мест лишения свободы, но брестским блогерам он об этом, конечно же, не сказал. Именно Юрий решил вынести свою с Татьяной историю на всеобщее обсуждение, потому их имена я не меняю. Они не стесняются.

— Мы любим друг друга и вместе уже полтора года, моя дочь называет Юру папой, — Татьяна обнимает сожителя, пока я расчехляю фотоаппарат.

Возможно, они давно знакомы, потому что общее в их прежней жизни имеется. Он воспитывался в Бытенском детском доме, она — в Дывинском. Однако Юра в квартире Тани появился только нынешней зимой.

Директор Тельминской школы Илона Рогальская рассказывает, что раньше претензий к Татьяне как к маме школьницы не было:

— Приходили в квартиру, смотрели условия проживания. Все было нормально. В октябре минувшего года Татьяна уехала на заработки в Россию, девочка в это время жила со своим отцом. В январе мама вернулась. Без денег, но с новым мужчиной. 20 марта девочку признали находящейся в социально опасном положении. А в ночь с 29 на 30 марта в квартире происходит пьяный дебош. Где ребенок? На телефонные звонки Татьяна не отвечает, звоним в дверь — не открывает...

Участковый Сергей Максимович вспоминает, что в конце марта в милицию обратился таксист, с которым рассчитались фальшивыми российскими деньгами:

— Пошли в эту квартиру, так как была определенная информация. Там Юрий, его брат, еще двое мужчин — все пьяные. Везде — пустые бутылки, окурки, дым. Беременная Татьяна с синяком под глазом, тоже нетрезвая. Ее дочь в это время была дома.

— Мой сожитель накуролесил, ударил меня, но заявление в милицию писать не буду, — такова Танина позиция по этому поводу.

Коммунальные платежи, как оказалось, хозяйка игнорирует уже 11 месяцев. Ответ один: нет денег. В магазине, где она некоторое время работала, ревизия выявила большую недостачу, и продавцы вместе с заведующей возмещают сумму сами. Тане пришлось взять кредит, который банку отдавать она не спешит.

Когда пришло уведомление с просьбой явиться 16 мая на заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних, материнский инстинкт заставил обоих искать выход. Не работу, нет. Решили уповать на людскую жалость. Выдали в интернет трогательную семейную историю, в которой сами — бедные, несчастные сироты, а председатель Тельминского сельсовета Елена Трохимец — злая чиновница, которая приказала отрезать свет, а теперь решила отнять у пары ребенка.

Но Елене Трохимец есть что сказать:

— Отец девочки обращался в органы опеки еще в 2015 году. По поводу того, что мать воспитывает дочь ненадлежащим образом. Он помогает, продукты покупает, оплачивает группу продленного дня. Красный Крест, церковный приход, предприятия района — все помогают. Я звонила в территориальный центр соцзащиты, интересовалась, можно ли оказать адресную помощь. Нельзя, она долго не работала и не работает, только недавно зарегистрировалась на бирже труда после моих уговоров. И он не работает. Это нормальная семья?

В первый же день после огласки истории в интернете на счет Татьяне сердобольные брестчане прислали 400 рублей. Она заверяет, что погасила большую часть долга за газ, заплатила за воду. ЖКХ обещает списать пеню, если выплатит основной долг за электричество. И, возможно, включит в квартире свет. Брестский райисполком будет об этом ходатайствовать — ради ребенка.

Трудно не согласиться с заместителем председателя Брестского райисполкома Павлом Волынцем, который в разговоре с Татьяной заметил, что она своими собственными решениями и действиями загнала себя и ребенка в трудную ситуацию.

Сделает ли оступившаяся мать выводы после детального разбора ее ситуации в Брестском райисполкоме? Повзрослеет? Перестанет ждать помощи и сама начнет шевелиться? Возможно. Вот только неоднократно произнесенная фраза «как только начну с августа получать детское пособие...» умаляет веру в ее обещания.

МНЕНИЕ

Ольга Павлюковец, заведующая отделением территориального центра социального обслуживания населения Московского района Бреста:

— Примерно 20 процентов детдомовских выпускников — проблемные ребята, они склонны копировать асоциальное поведение своих родителей. Остальные всеми силами стараются наладить достойную жизнь. Наша задача — помочь им влиться в общество, найти себя, выбрать профессию. Все центры соцобслуживания занимаются постинтернатской адаптацией сирот в возрасте 18 — 23 лет. Мы же вместе с преподавателями социально–педагогического факультета БрГУ имени А.С.Пушкина и представителями церкви дополнительно создали проект «Пять ступеней», первый подобный в стране. За 5 лет в проекте участвовали почти 300 парней и девушек. Надеюсь, с пользой для них.

ЦИФРЫ

В 2016 году в судах страны рассмотрено 2.785 дел о лишении матерей и отцов родительских прав. 3.448 детей изъяты из семей. 272 ребенка — это малыши до года.


valentinak3@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter