Родить ребенка для себя - последний шанс одиноких женщин?

Мама за папу

В Детском фонде ООН подсчитали: в 74 странах около 40 миллионов малышей лишены внимания отцов. В Беларуси этот показатель тоже достаточно высокий — 32% детей от 3 до 4 лет. Такой возрастной коридор выбран не случайно: считается, что именно в эти годы ребенку необходимо как можно чаще разговаривать с папой, задавать ему вопросы, прислушиваться к его советам. Причинами вольного или невольного невнимания мужчин к своему потомству в большинстве случаев становятся тяжелые разводы и увенчавшиеся успехом попытки женщин ограничить общение бывших мужей с детьми, а также решение незамужних дам рожать ребенка “для себя”. К последнему аргументу в споре с судьбой теперь все чаще прибегают одинокие женщины в возрасте тридцать плюс. Насколько это правильно — изначально лишать сына или дочку права расти в полноценной семье?

todaysparent.com

Вике тридцать девять, и она уже отчаялась встретить мужчину своей мечты. Поэтому два года назад решилась родить ребенка от безымянного донора:

— Так уж получилось, что за помощью в таком деликатном деле мне даже не к кому было обратиться. Не жаркое выдалось лето, — усмехается молодая мама, вспоминая события минувших лет. — Многие мужчины неохотно соглашаются становиться отцами, не хотят проблем с алиментами. Тем более если уже есть дети от первого брака. Вот вам типичный пример из моей жизни: встречались, вроде бы даже любили друг друга. Но когда я, не дождавшись предложения руки и сердца, робко намекнула ему на возможность завести общего ребенка (это было год спустя после нашего первого свидания), он затрясся от ужаса: “Солнышко, я еще не готов!” А мужику уже сорок. Он, видимо, собрался жить вечно. А я не могла больше ждать.

akhisargozde.com
Вика — красивая, моложавая женщина с двумя высшими образованиями и на то время руководящей должностью в крупной корпорации. Но в личной жизни успешной с виду минчанки — сплошное невезение. Брак, продлившийся четыре месяца, бесперспективные романы... Когда пришла пора делать выбор — продолжать уверять себя, что все впереди, или попытаться хоть что-то изменить в своей судьбе, — Вика поехала за малышом в Россию, в банк донорской спермы.

— Я оказалась очень придирчивой клиенткой. Мне нужен был и красивый, и умный донор. Долго выбирала из троих претендентов. Наконец решилась. Заплатила деньги за процедуру и через девять месяцев праздновала рождение Алеши. Я блондинка, а малыш получился темненький, кареглазый, видимо, в своего отца пошел. Знаю, что психологи советуют говорить детям правду об их происхождении. Но я не хочу ставить на своем ребенке эксперименты. Чтобы в детском саду или в школе его дразнили “пробиркой”. Поэтому мы с мамой сочинили для Алеши легенду об отце, который погиб. Банально, зато практично. Возможно, когда сын подрастет, я “признаюсь” ему, что это был курортный роман или что-то в этом духе.

Вика яростно защищает свою позицию — женщины, решившей родить ребенка исключительно для себя. И свято уверена в том, что сумеет воспитать из сына настоящего мужчину:

— Чтобы он не испытывал недостатка в общении со взрослыми дядями, буду подключать двоюродного брата, других родственников. Пусть, когда подрастет, задает им вопросы, советуется с ними. Пока я жалею не столько об отсутствии мужского плеча рядом, сколько о нехватке денег. Растить малыша — дорогое удовольствие. Конечно, втроем было бы проще, все-таки плюс одна зарплата. Но ведь есть немало примеров, когда даже в полных семьях отцы годами сидят без работы. А еще и выпивают. И поколачивают жену. Нет уж, спасибо, как-нибудь сдюжим. Если суждено встретить хорошего мужчину — значит, мы с ним рано или поздно найдем друг друга. Если нет — один любимый мужчина у меня уже есть.

На страничке Виктории в соцсети — отрывок из давней статьи на сайте www.kleo.ru, ставший ее своеобразным жизненным девизом: “Подорванный послевоенными годами, когда мужики ценились на вес золота, а потому и всячески ублажались и растились в парниковых условиях, характер представителя заведомо сильного пола приводит к дефициту мужественности, который с лихвой покрывается решительностью феминистски настроенных личностей, именуемых женщинами. Мы ведем деловые переговоры ничуть не хуже Адамов современности, бесстрашно летаем в космос, спускаемся на дно океана, учим, лечим. Стараемся идти в ногу с мужчинами-коллегами, а порой и опережаем их. Мы разбираемся в политике и прекрасно кашеварим, умеем ответить нахалу... Мы приспосабливаемся ко всему и работаем на износ, в то время как мужчины устраивают бесконечные перекуры, рассуждают о никчемности традиции дарить на свидании цветы даме сердца и боятся огорчить свою маму поздним возвращением домой...”


Елена родила свою единственную дочь после скоротечного романа с начальником. Впрочем, романом то, что произошло в длительной загранкомандировке, назвать сложно: так, легкое помутнение рассудка у давно и прочно женатого коллеги, помноженное на давнюю симпатию Елены к своему боссу. О беременности 40-летняя женщина узнала лишь через три месяца:

— Рожать решила сразу, вопрос об аборте даже не возникал. Хотя, по сути, я жила весьма обеспеченно, каждый год минимум дважды выезжала на курорты, вела развеселый образ жизни. Могла бы и дальше продолжать в том же духе, но сделала выбор в пользу материнства. Наверное, потому, что все вокруг были с детьми — родственники, подруги. А я как белая ворона. Это давило на психику. Плюс ко всему меня никто не воспринимал всерьез: ну какие у нее могут быть проблемы, она же бездетная, незамужняя. Живи да радуйся!..

Мои родители восприняли новость на ура. Они и теперь, пять лет спустя, мои самые верные помощники во всем, что касается воспитания Арины. С таким дедушкой ей не приходится жаловаться на отсутствие полноценного отцовского внимания.

Я долго думала, рассказывать ли будущему папе о ребенке. Честно говоря, предпочтительнее было ничего не сообщать ему. Я понимала, что двадцатиминутный каприз не должен разрушать его семью. К тому же я очень уважала Николая и боялась, что после моего признания увижу его совсем в ином свете — жалкого, злого, выкрикивающего в мой адрес гадости. Просто уже был печальный опыт: мой бывший гражданский супруг никогда не хотел детей и на мою первую беременность тринадцать лет назад отреагировал так, что мне пришлось сделать аборт. Это до сих пор одно из самых неприятных воспоминаний в моей жизни...

Не скажу, что откровенный разговор с начальником дался мне легко. Я сразу предупредила его, что ничего не требую: ни официального признания ребенка, ни алиментов. Сына или дочку запишу на свое имя. Просто ставлю его в известность, потому что было бы непорядочно не сказать ему, что у него будет ребенок. Для моего босса это был шок. Представьте — ему уже под пятьдесят, жена, двое сыновей, стабильная, размеренная предпенсионная жизнь. И тут такое! Но надо отдать ему должное: отреагировал как настоящий мужчина. Вот что за парадокс — случайный любовник оказался порядочнее всех бывших, вместе взятых. Договорились, что он будет помогать мне финансово чем сможет, но о том, что нас отныне связывает, я никому на работе не расскажу. За прошедшие годы мы оба сдержали свое слово. Коля видится с дочерью очень редко, зато помогает нам деньгами. Благодаря этому я не чувствую, что качество моей жизни упало ниже плинтуса, хотя, конечно, с богемным времяпрепровождением пришлось распрощаться. Приходится много работать и часто оставлять Арину с родителями. Иногда мне кажется, что я мама и папа в одном лице: вроде стараюсь дарить дочке максимум теплоты, нежности, сильно ее балую. В то же время в будние дни вижу ее не чаще, чем многие отцы в полных семьях, когда они приходят с работы и целуют уже спящего малыша в щечку. Конечно, порой ловлю себя на предательской мысли: а вот если бы... Но в любом случае не виню Николая за то, что этот ребенок значит для него намного меньше, чем законные дети: он его не планировал, не хотел, и это был только мой выбор — рожать, растить, воспитывать...

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Павел Зыгмантович, психолог:

— Количество женщин, воспитывающих детей без участия мужчины, растет во всем мире. Сразу хочу развеять миф о том, что у матерей-одиночек вырастают маменькины сынки или дочери, не умеющие выстраивать отношения с противоположным полом. Все это чушь. В полных семьях точно так же воспитывают инфантильных юношей и девушек, испытывающих большие проблемы в личной жизни. Потому что суть не в том, сколько именно человек принимают участие в становлении личности ребенка, а как они это делают.

Дети познают мир из многих источников, впитывают всю доступную им информацию и анализируют ее. Пример из сериала, где взрослый мужчина моет посуду, пример соседа, который каждые выходные занимается физкультурой со своими детьми, пример одноклассника, который вместе с папой готовит уроки и разгадывает кроссворды... Все это принесет куда более положительный результат в воспитании мальчика из неполной семьи, чем для другого ребенка пример родного отца, часами валяющегося на диване и переключающего пульт телевизора. Кроме того, многое в супружеской жизни все равно скрыто от детских глаз, и речь не только об интимной стороне брака. Муж и жена редко решают финансовые вопросы в присутствии ребенка, редко откровенно разговаривают о своих отношениях. Так что утверждать, что только у матери и отца дети учатся поведению в семье, не совсем верно.

Я поддерживаю выбор женщин, решивших родить ребенка при отсутствии мужа или партнера, готового помогать морально и материально. Но это не должно происходить исключительно под давлением общества: “Тебе уже сорок, у тебя ни мужа, ни детей, а часики-то тикают!..” Не надо делать культа из родительства, это далеко не первостепенная миссия человека на Земле. Решение родить малыша должно быть осознанным, продуманным. Ребенок должен быть желанным для женщины. Только в этом случае у нее есть все шансы стать не только любящей, но и любимой, счастливой мамой.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter