Каковы особенности психологической подготовки кандидатов в усыновители

Мама, я уже родился!

Процедура усыновления — дело нескольких месяцев, но ответственность за малыша родители берут на всю жизнь

Каждый из нас руководствуется своими соображениями, когда принимает решение усыновить или удочерить ребенка. Для кого-то из супругов это единственная возможность почувствовать себя мамой или папой, стать полноценной семьей. Кто-то хочет подарить малышу свои нерастраченные любовь и ласку. Бывают случаи, когда собственные дети уже подросли или покинули семью, а у мужа с женой еще остался потенциал родительства. Тем не менее одного желания воспитать сироту мало, в этом деле нужна серьезная психологическая подготовка кандидатов в усыновители. О ее особенностях, а также о том, почему порой детей возвращают обратно в интернат, беседуем с директором Национального центра усыновления Ольгой Глинской.

Фото  pixabay.com

— Ольга Николаевна, кто чаще всего обращается в вашу организацию?

— В основном это семейные пары, которые не имеют своих детей. Есть семьи, воспитывающие одного-двух биологических или усыновленных детей, но при этом желающие окружить своим теплом и заботой еще одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Это те люди, которые не сохраняют тайну усыновления ни от самого ребенка, ни от общества. Следует отметить, что, помимо семейных пар, право на усыновление имеют и одинокие граждане, которые не находятся в браке, — это прописано в статье 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Не могу сказать, что такое происходит часто, но женщины, не состоящие в браке, усыновляют детей. А вот мужчин-усыновителей очень мало, это скорее единичные случаи.

— На специализированных форумах и в социальных сетях, где потенциальные усыновители делятся своими переживаниями и ожиданиями, большинство высказывается за то, что «из детского дома нужно брать маленьких девочек, с ними меньше проблем».

— Около 70—80 % действительно чаще всего хотят удочерить девочку до 3 лет. Во многом это связано с тем, что воспитание девочки представляется более легким. К тому же от дочери ожидают большей эмоциональной близости, теплоты и контакта в дальнейшем. Но в жизни бывает по-всякому.

Что касается возрастных предпочтений — каждый период развития усыновляемого ребенка несет свои плюсы и минусы. Многие вообще желают стать родителями ребенка в возрасте до года, и это объяснимо. Преимущество в том, что мама может испытать все прелести декретного отпуска — пеленки, подгузники, ежедневные прогулки с коляской. В этот период между ребенком и родителями формируется крепкая эмоциональная связь. Но и тревоги будущих папы и мамы по поводу усыновления (удочерения) младенца вполне обоснованы, ведь уже примерно через год ребенок может сильно измениться, и не только внешне. Впоследствии есть риск, что выявятся заболевания, к которым усыновители не были готовы, проявится непростой характер.

— Тогда как в случае усыновления ребенка постарше есть все шансы оценить его характер сразу — это тихий и застенчивый мальчик или, к примеру, шалунишка, предпочитающий активные игры?

— Верно. Дети в этом возрасте уже разговаривают и с удовольствием общаются, они любознательны, часто копируют поведение старших. Да и по поводу состояния здоровья становится меньше опасений. Но и здесь есть свои подводные камни: ребенок успел испытать чувство одиночества и недостаток внимания родителей, а значит, могут быть заметны последствия психологической травмированности — к сожалению, у многих наших подопечных наблюдается задержка психического развития.

— Расскажите, как проходит процедура усыновления.

— В среднем она занимает от 2 до 4 месяцев. Растянутость процесса зависит от того, как скоро кандидаты в усыновители предоставят в управление образования по месту жительства необходимые документы (их перечень можно найти на нашем сайте). Затем управление образования в течение одного месяца со дня обращения кандидатов в усыновители проводит обследование условий их жизни, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей. Обязательным элементом подготовки к усыновлению являются психологическая диагностика и обучение.

— А по какой причине кандидаты в усыновители могут получить отказ?

— Наиболее распространенная — трагедии и травмы, произошедшие с людьми в недавнем прошлом, переживание ими потери, утраты (например, близкого родственника, ребенка), а также факта бесплодия. В каждом конкретном случае педагоги-психологи изучают ситуацию в семье и в совокупности с имеющейся у них информацией принимают решение о психологической готовности кандидатов к выполнению родительской роли. При отрицательном заключении органов опеки и попечительства несостоявшимся мамам и папам не стоит отчаиваться: возможно, достаточно посетить психолога, психотерапевта, чтобы разобраться со своими проблемами и достичь готовности воспитывать ребенка с непростой жизненной историей. В 2019 году трем семьям (в текущем периоде 2020-го — 7) было отказано в усыновлении.

— Часто ли у нас забирают в семьи детей с хроническими заболеваниями, маленьких инвалидов, мальчиков и девочек с ВИЧ-положительным статусом? На Западе это довольно распространенное явление.

— В 2019 году на усыновление было передано 7 детей-инвалидов. Что касается ВИЧ-положительного статуса, сегодня многих усыновителей этот диагноз не пугает.

— Один из наиболее дискуссионных вопросов — нужно ли соблюдать тайну усыновления?

— Есть примеры, когда новоиспеченные родители специально меняют место жительства, обрывают многолетние связи с друзьями, чтобы минимизировать риски, ставят табу на такую тему в кругу родни. Они имеют на это право. Но и воспитанники детских домов, которым посчастливилось обрести в лице усыновителей маму и папу, имеют право знать хотя бы что-то о своих корнях. Пролонгированные научные исследования международного уровня свидетельствуют, что знание истории своей жизни является одним из важных факторов благоприятного взросления ребенка, пережившего психологическую травму. Психологи нашего центра всегда говорят кандидатам в усыновители о преимуществах полной открытости в общении с сыном или дочерью, отсутствия лжи (пусть и продиктованной благими намерениями) в отношениях. Однако этот непростой вопрос решается усыновителями индивидуально в каждом конкретном случае.

— Еще одна болезненная для специалистов вашего центра тема — отмена усыновления. Насколько это частая практика?

— За 2019 год проведено 12 судебных заседаний по отменам усыновления (удочерения) в отношении 13 детей. Много это или мало? Для нас — много. Хотелось бы, чтобы подобного не было вообще. Однозначно сказать, кто виноват, а кто прав, в такой ситуации невозможно. Причины бывают самые разные. Например, несовершеннолетний ребенок вошел в пубертатный период, поведение резко изменилось далеко не в лучшую сторону, и усыновители опустили руки, не смогли справиться. Понятно, что в любой семье проблемы бывают и с кровными детьми. Но усыновителям кажется, что у ребенка проблемы с поведением именно из-за его наследственности. Зачастую родители помещают детей в больницу для обследования. Был у нас, увы, и такой случай. Из медучреждения подросток возвратился еще более неуправляемым — представьте, что он думал о родителях, предавших его? Мальчик мстил и матери, и отцу, старался привлечь к себе их внимание. Однако все оказалось напрасно, далее — отказ и снова интернат.

Отдельно хочу остановиться на недавнем примере: супруги, воспитывающие пятерых биологических детей, решили взять девочку-сироту, которой на тот момент почти исполнилось 4 года. Они прошли диагностическое обследование, обучение по подготовке к выполнению родительской роли на базе местного социально-педагогического центра, были предупреждены об особенностях поведения ребенка после удочерения. Инспектор Национального центра усыновления неоднократно беседовал с супругами о преждевременном решении стать удочерителями, так как их младшему ребенку исполнилось только 2 года. Принятие нового члена семьи обязательно приведет к ревности и конкуренции за родительскую любовь. Однако будущие удочерители были убеждены, что справятся с возможными трудностями. Неоднократно звучали высказывания о крепких традициях, стабильной семейной ситуации, большом опыте воспитания детей. Когда же девочка стала со временем «транслировать» стандартное поведение психологически травмированного ребенка, новоиспеченные родители через два месяца ее пребывания в семье решили, что ее следует вернуть обратно. И никакие аргументы психологов, что процесс адаптации малышки только начался, не возымели действия. Супруги подали иск в суд об отмене удочерения. Вот такая грустная история.

— Не единожды доводилось слышать мнение: обращаться за помощью к специалистам в сфере охраны детства бесполезно, ведь они осуществляют только контролирующую функцию, могут проверять, оценивать. Узнают о проблемах в семье — подкинут новых.

— Постепенно этот стереотип уходит в прошлое. Сегодня Национальный центр усыновления активно реализует проекты, нацеленные на многогранную помощь и поддержку семьям, принимающим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Второй год реализовывается совместный проект нашего центра и ГУО «Детская деревня «Истоки» «Семейная академия». Его целевой аудиторией стали родители-воспитатели, для которых актуальны не только знания в области разрешения сложных случаев и ситуаций, но и возможности восстановления личностного ресурса как профилактики эмоционального и профессионального выгорания. К проекту мы планируем подключить и усыновителей, поскольку в социальных сетях поступали такие предложения.

Начал работу новый проект для семей усыновителей «Семейная гармония», целью которого является комплексное сопровождение семьи, оказание помощи в создании гармоничных взаимоотношений между ребенком и родителями. Уникальность данного проекта в том, что педагоги-психологи нашего центра в согласованное с усыновителями время работают с семьей дома, на территории, где ребенок чувствует себя привычно, спокойно и где семья не испытывает дополнительных стрессов. Организованы занятия в группе «Школа для пап». Мужчинам важно знать и понимать, как стать «отцом-молодцом»!

Центр ведет активную работу в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook и Instagram. Растет активность «Группы поддержи семей» (Viber). В течение 2019 года и текущего периода 2020-го еженедельно размещались статьи, методические материалы, видеоанонсы книг, ссылки на вебинары для замещающих родителей, специалистов и многое другое.

КСТАТИ

С 2013 года в Беларуси функционирует единый республиканский интернет-портал www.dadomu.by, который стал наиболее эффективным средством в устройстве детей на воспитание в семьи. На сегодня его посетили более 209 тысяч граждан. Число зарегистрированных — около 26 тысяч человек. На портале размещены сведения о 3690 детях. За период действия www.dadomu.by 2906 детей, информация о которых была там размещена, переданы в семьи. В 2019 году на портале по инициативе Национального центра усыновления добавлена возможность размещать видеоролик о каждом ребенке. Подготовлено уже 776 видео.

Фото  pixabay.com

В ТЕМУ

Национальный центр усыновления был создан как учреждение, основной задачей которого было обеспечение приоритетного права ребенка-сироты на жизнь и воспитание в семье. Он функционирует уже 23 года. Здесь ведется республиканский банк об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — на учете состоят 8564 ребенка. В прошлом году граждане Беларуси усыновили 452 ребенка, в 2018-м — 439.

konopelko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter