“Мама, услышь, что я показываю!”

Отдельной страны глухих не существует, они — часть нашего общества и хотят жить достойно, без барьеров

Что ни семья — то своя история. По-всякому складываются взаимоотношения супругов, детей и родителей. Случается и так, что в какой-то момент между близкими людьми вырастает глухая стена непонимания. Но порой, увы, эта стена в буквальном смысле глухая — когда родители нормально слышат и разговаривают, а их ребенок глухонемой. Как им найти общий язык? Как не оказаться изгоями в обществе тем, кто лишен возможности слышать? Как обществу излечить свою глухоту по отношению к таким “звукоизолированным” людям и не превратить их в закомплексованных изгоев? Ответам на эти вопросы можно посвятить не одну диссертацию, погрязнуть в пространных рассуждениях о создании безбарьерной среды для инвалидов. Однако одно дело — большой город, где и необходимых специалистов найти не составит труда, и специальные учреждения под боком. Совсем другая ситуация складывается в населенных пунктах поменьше. В этом плане интересен и показателен проект, реализованный при поддержке Всемирного банка Рогачевским районным общественным объединением родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов.

Это объединение было создано пятнадцать лет назад. Вместе этих людей свела общая беда и желание действовать — использовать любую возможность, чтобы помочь детям и друг другу выдержать это жизненное испытание, противостоять недугам. Но главная цель — осуществление эффективных мер по созданию детям-инвалидам и молодым инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех областях жизни, их социальная реабилитация, интеграция в общество. Сообща это делать, конечно же, легче. В Рогачеве объединилось 214 семей, имеющих детей-инвалидов в возрасте от 1 до 31 года. 136 семей проживает в самом городе, 78 — в Рогачевском районе. Диагнозы детям поставлены разные: церебральный паралич, болезнь Дауна, заболевания органов слуха и зрения, онкология и другие.
Дети ждать не могут
— Многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребенок, — утверждает председатель Совета Рогачевского районного общественного объединения родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов Валентина Грицай. — В силу своих возможностей мы решаем проблемы, касающиеся защиты прав и интересов инвалидов, проводим мероприятия, направленные на улучшение условий их жизни, содействуем в организации лечения и оздоровления, созданию рабочих мест для молодых инвалидов. Кроме того, участвуем в разработке и реализации программ по социальной и трудовой реабилитации. С декабря 2000 года у нас работает Центр досуга и реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями. В нем много кружков самого разного профиля, есть компьютерный класс и библиотека со специальной литературой. Там проводятся консультации с различными специалистами, устраиваются праздники и спортивные мероприятия, способствующие раскрытию способностей детей с ограниченными возможностями.
К самой Валентине Павловне беда постучалась в дом 25 лет назад, когда у ее двухмесячной дочурки Марины возникли серьезные проблемы со слухом. Женщина решила, что сама будет заниматься ребенком и, по сути, это стало главным делом ее жизни. Она ездила за методиками в Москву, использовала любую возможность, чтобы помочь Марине адаптироваться в мире слышащих людей.
— Моя дочь ходила в обычную школу, — рассказывает Валентина Грицай. — Причем когда Марина пошла учиться, она уже умела разговаривать, читать. Старалась не отставать от других детей, более того, ходила еще и в музыкальную школу по классу хореографии. После окончания школы училась в могилевском колледже по специальности бухгалтерский учет — тоже вместе со слышащими ребятами. Сейчас работает, подумываем о продолжении образования.
За каждой из этих биографических строк — целый пласт больших и малых проблем, переживаний, испытаний на прочность. Таким мамам надо при жизни ставить памятники из чистого золота. Но Валентина Грицай не зациклилась только на своей ситуации. Зная, как нелегко порой решить вопросы, с которыми сталкиваются ежедневно инвалиды и их родители в маленьком городе, она решила объединить усилия, чтобы поддержать этих людей. Конечно же, есть специальные учреждения и службы, призванные оказывать такую помощь, и они ее оказывают. Но, опять-таки, порой просто нет времени ждать, пока будет усовершенствовано законодательство, появятся прогрессивные методики и необходимые специалисты — дети растут, и нагнать упущенное зачастую невозможно. Вот и очередной проект — “Мама, услышь, что я показываю!” — преследовал конкретные цели. Благо, он победил в международном конкурсе проектов, проводившемся в прошлом году Всемирным банком, и появились средства на его реализацию.

Глухая стена
— Если говорить вкратце и более официально, цель этого проекта — улучшение качества жизни молодых инвалидов с нарушением слуха путем организации курсов жестового языка для слышащих родителей и заинтересованных лиц и дальнейшей пропаганды языка жестов как средства общения между глухими и слышащими людьми, — пояснила Валентина Грицай. — Немаловажно, что нашим партнером в осуществлении проекта стало общественное объединение “Белорусское общество глухих”. Это добровольное объединение инвалидов с нарушением слуха, достигших 18 лет, его численность — 12 тысяч человек. В нашем районном общественном объединении 25 семей, имеющих детей-инвалидов по слуху.
Проблема в том, что молодые инвалиды по слуху, которые владеют жестовым языком и не слышат разговорную речь, порой сталкиваются с большими сложностями в общении с окружающими людьми. Глухие дети уже с трехлетнего возраста находятся на обучении в специализированных интернатах (рогачевские — в Бобруйске и Речице), и родители практически не участвуют в их воспитании, поскольку дети приезжают домой только на каникулы. Не зная языка жестов, слышащие родители не могут полноценно общаться со своими детьми, со временем эта проблема углубляется, между родителями и детьми теряется взаимопонимание.
Глухие люди в повседневной жизни встречают немало барьеров — при посещении магазинов, больниц, предприятий сферы обслуживания. при возникновении проблем в общении глухой человек обращается к помощи сурдопереводчика, но сурдопереводчиков мало. К примеру, в Рогачеве вообще нет ни одного. Однако даже сурдопереводчик не может оказать оперативную помощь каждому, у кого возникают проблемы с общением в повседневной жизни. Такая беспомощность, постоянная зависимость от других рождает неуверенность в себе, развивается чувство неполноценности, зависимости от другого человека.
На языке жестов
Как разрушить барьер между глухим и слышащим миром? Авторы проекта предложили свою инновацию: для решения проблемы взаимопонимания глухих и слышащих людей необходимо расширить сферу применения языка жестов. Научить слышать глухого человека невозможно, но слышащий человек, соприкасающийся в процессе работы с глухими людьми, может освоить язык жестов. Таким образом, глухому человеку всегда можно будет объясниться в различных сферах своей повседневной жизни. Это и будет созданием безбарьерной среды для глухих.
— Введение языка жестов в качестве средства общения глухих и слышащих людей предполагает в каждой сфере повседневной жизни (медицина, торговля, правоохранительные органы, сфера обслуживания) обучение специалистов языку жестов, — говорит Валентина Павловна. — Здесь не идет речь об обучении всех работающих в данной сфере, но, например, в магазине одному из продавцов не мешало бы знать язык жестов. У этого человека должен быть отличительный знак, понятный людям с проблемами слуха, и к нему глухой человек будет обращаться на языке жестов. Это позволит глухому человеку без помощи сурдопереводчика решить свои проблемы, он сможет почувствовать себя на равных со слышащими людьми.
Для привлечения внимания общественности к проблемам глухих людей в рамках проекта была подготовлена яркая концертная программа на языке жестов. Участниками ее стали молодые люди с нарушениями слуха из Рогачева и Минска. Концерт с успехом прошел не только в самом Рогачеве, но и в Гомеле, санатории “Приднепровский”.
— Люди, сидевшие в зале, не сразу понимали, что выступают глухие артисты, настолько гармоничны были движения рук, передающие смысл и ритм песен, звучащих со сцены, — вспоминает Валентина Грицай. — Зрители были восхищены и потрясены концертом. многие впервые задумались о проблемах глухих людей, о том, сколько трудностей им необходимо преодолеть в своей жизни. Нам говорили, что такие концерты нужно чаще показывать слышащим людям.
Важным этапом реализации проекта стала организация курсов жестового языка для слышащих родителей и заинтересованных лиц в Рогачевском центре досуга и реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями. При этом преследовалась цель не только улучшить взаимопонимание глухих детей и слышащих родителей в семье. Слышащие люди, посещавшие курсы и освоившие жестовый язык, работают в магазине, поликлинике, школе и в других местах, так что теперь они смогут понять глухих людей и помочь им. Кроме того, в рамках проекта для молодых инвалидов по слуху в Рогачеве были организованы компьютерные курсы для повышения их образования, получения информации и расширения контактов со своими сверстниками через Интернет.
“Государство нас слышит!”
Логическим завершением проекта стал организованный в Минске круглый стол, на котором был действительно поднят целый круг “глухонемых” проблем. Их обсуждали представители Белорусского общества глухих, Министерства образования, педагоги, сурдопереводчики, родители детей-инвалидов, журналисты. Многие из этих проблем заслуживают отдельного внимания. Но главное, что они решаются, причем серьезно и, конечно же, не только на общественных началах.
— Беларусь была первой на всем постсоветском пространстве, где приняли закон о социальной защите инвалидов, в котором впервые был официально признан жестовый язык, — напомнил заместитель председателя центрального правления ОО “БелОГ” Анатолий Никитин. — Более того, в 1993 году был принят закон о специальном образовании лиц с особенностями психофизического развития, в том числе глухих. Сегодня ведется подготовка соответствующих специалистов в педуниверситете, организованы курсы по изучению основ жестового языка в Академии МВД и в колледже МВД в Могилеве. Отрадно, что этот вопрос в Беларуси сдвинулся с мертвой точки. Все это обуславливается большой работой в нашем государстве по изменению законодательства, в том числе по присоединению к Конвенции по правам инвалидов, в которой реализация лингвистических прав глухих людей является одним из ключевых моментов. Сейчас готовится принятие изменений и поправок в закон о социальной защите инвалидов, поддержано и наше предложение — внесена не просто статья, а целая глава о языке, которая отражает все основные моменты, связанные с реализацией лингвистических прав инвалидов.
Анатолий Никитин высоко оценил инициативу Рогачевского общественного объединения и считает, что это хороший пример для других регионов. “Если бы не возникали такие проекты на местном уровне, гораздо труднее было бы заручиться поддержкой и на государственном уровне, — отметил он. — Главное, что государство нас слышит и проблемы инвалидов решаются довольно эффективно. Надо консолидироваться и вместе решать эти проблемы”.
Как отмечается в резолюции заседания круглого стола, идея проекта “Мама, услышь, что я показываю!” должна быть поддержана и в других городах Беларуси. С целью создания безбарьерной среды для людей с нарушениями слуха необходимо организовать курсы повышения квалификации по обучению жестовому языку специалистов, работающих в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, обслуживания, а также работников правоохранительных органов. Предлагается ввести жестовый язык в программу учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в этих сферах. Для предотвращения “информационного голода” глухих следует предусмотреть на телеканалах показ новостей, познавательных передач, фильмов с сурдопереводом или “бегущей строкой”, которая будет соответствовать сюжету на экране.
— Нам, слышащим, нужно понять: глухого человека можно научить говорить, но не научить слышать, а слышащие люди могут освоить язык жестов и помочь глухим людям почувствовать себя равноправными людьми, — подчеркнула Валентина Грицай. — Отдельной страны глухих не существует, они — часть нашего общества и хотят жить достойно, без барьеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter