Мама советского рэпа

Если вы сегодня почему–то забыли поздравить Софию Михайловну Ротару — не беда...
Если вы сегодня почему–то забыли поздравить Софию Михайловну Ротару — не беда, можете произнести все самые прекрасные слова певице и 9 августа. Дело в том, что в ее паспорте именно эта дата была ошибочно указана как день рождения (не знаю, исправлена описка или нет). А свой юбилей — 65 лет — артистка отмечает 7 августа!
Мастерица на любые песни

Впервые я услышал Ротару с маленькой пластинки, точно не вспомню всех песен, что на ней были, но «Червона рута» и «Водограй» впечатление произвели. А потом увидел ее по телевизору. С того времени (начало 70–х) я и полюбил творчество Ротару. Творчество разное — задорные композиции, названия которых я привел выше; лирические — «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Отчий дом», «Верни мне музыку», «Чайки над водой»; изначально хитовые — «Луна, луна», «Лаванда», «Хуторянка»; последних лет — «Ночной мотылек», «Белая зима». А в фильме «Душа» София Михайловна и вовсе дала рок–н–роллу!

Та картина вообще стала сенсацией в год своего выхода на экраны — в 1982–м. Сама по себе лента получилась слабенькой, но ее саундтреком была полузапрещенная в СССР рок–музыка. И пела ее Ротару. Вокруг постановки ходило много баек, одна из которых гласила, что сценарий для нее писался под Аллу Пугачеву. Но пока он задумывался и сочинялся, режиссер Александр Стефанович (редкостный нехороший человек, как сказал про него известный московский критик) и по совместительству тогдашний муж еще не примадонны вдрызг разругался с ней, а супруги в 1980–м развелись. И якобы в отместку Пугачевой он пригласил на главную роль Ротару. Почему в отместку? Да потому что в то время они обе уже претендовали на «звание» ведущей эстрадной певицы Союза. И Стефанович с удовольствием подбросил дровишек в разгоравшийся костер конкуренции. И такой еще факт приведу: по сюжету в конце фильма у исполнительницы возникают нешуточные проблемы с голосом. В реальной жизни приблизительно в те же годы Ротару действительно могла его потерять, но благодаря врачам все обошлось.

А еще Софию Михайловну называют родоначальницей советского рэпа! В 1979 году она спела песню на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», в которой припев шел речитативом: «Я, ты, он, она. Вместе — целая страна, вместе — дружная семья, в слове «мы» — сто тысяч «я». Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных. Грустных и веселых, в городах и селах». Вот какая она — мастерица на все песенные жанры!

Дорогая София Михайловна! Разрешите от имени нашей газеты, всех ее читателей поздравить вас с днем рождения! Пожелать такого же самого разного творчества, здоровья, счастливых дней! И еще мы приготовили сюрприз: коллеги по сцене тоже захотели сказать вам пару ласковых слов...

САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ
Лев Лещенко: «Бывает, я ее подкалываю: «София Михайловна, все поешь «Червону руту» и «Хуторянку»? Не устала?» А она мне: «А ты от «Соловьиной рощи»?» Это все шутки, конечно. У нее есть такое прекрасное качество, которое отсутствует у некоторых моих коллег, как правильный выбор песни, под себя. Чтобы слушатель, услышав эту же композицию в исполнении другого артиста, сказал: «Нет, не идет она ему, у Ротару гораздо лучше получается». И таких песен у Сони не меньше сотни. А кто–то так и остается в памяти как певец одной–двух вещей. Такой и мучается с ними. Без всяких шуток.

Люблю этого человека и все, что она делает. И преклоняюсь перед тем, как стойко она переносила все те напасти, что свалились на нее почти одномоментно. Ну а о красоте Сони я бы на месте Ильи Резника уже давно вторую поэму написал. Первую он ей посвятил на прошлый юбилей».

Байгали Серкебаев: «Одни из первых гастролей A’Studio проходили в Сочи, в конце 80–х, когда группа стала работать в Театре Аллы Пугачевой. В этом городе мы случайно и пересеклись с Софией Михайловной, она тоже там выступала. Помню наши очень душевные совместные посиделки. Мы сперва жутко волновались: как же, встреча с такой звездой! А потом раскрепостились, языки развязались, пошли разговоры на самые разные темы — бытовые, творческие.

Удивило, что ей действительно были интересны молодые артисты, то, чем мы живем, как думаем, к чему стремимся. Я точно знаю, что Ротару и сегодня не оставляет без внимания талантливых исполнителей, как–то помогает им, пусть даже по мелочам. Есть в ней вот эта, что ли, ответственность за будущее эстрады — кто придет ей на смену, какие песни станет петь».

Алексей Чумаков: «Я иногда снимаюсь в одних телеконцертах с Софией Михайловной. Однако общаюсь с ней больше на уровне «здравствуйте — здравствуйте». Все–таки мы люди разных поколений. Но мне приятно, что она идентифицирует меня с моими песнями. Вообще, как мне кажется, она интересуется современной музыкой, знает молодых исполнителей. На мой взгляд, Ротару сама очень современная. Я встречал некоторых артистов из тех времен, когда она начинала, времен ее суперпопулярности, так их, кроме себя, уже больше ничего не волнует. Может, это оттого, что им немало лет, а, может, они всегда были заняты только собой. София Михайловна же тот человек, который продолжает двигаться, искать и находить».

Ядвига Поплавская: «С Соней и ее мужем Анатолием Евдокименко у нас всегда были хорошие отношения. Пока я Ротару не узнала лично, относилась к ней с благоговением. А когда мы познакомились, то зауважала еще сильнее. Она — мастер, не звезда (их сейчас пруд пруди). София — артист с большой буквы, которого слушатели будут помнить всегда. Ротару искренне любит публику, всем сердцем, и люди чувствуют ее доброту и отвечают взаимностью.

Лучезарная, отзывчивая. Зная о ее огромной занятости, мы все же как–то позвонили Соне и пригласили ее на наш творческий вечер. Она бросила все свои дела и приехала. И наша встреча была очень трогательной. София Михайловна из той обоймы артистов, сделавших себе имя в СССР, которых уже никогда не сможет испортить слава с почестями. Мы все тогда были патриотами своей страны, и каждый из нас чувствовал огромную ответственность за республику, в которой жил, и музыку, которую он представлял. Сколько буду жива, столько буду молиться за Сонечкино здоровье, за то, чтобы ей сопутствовали душевные радости, за ее семью».

Владимир Винокур: «Соня — очень любвеобильный человек. Если бы в мире все люди так относились друг к другу, как она относится к близким, то все войны уже давно бы закончились и мы жили бы при коммунизме. Я дружил с ее мужем, Толей Евдокименко. Как же она любила его, и как ей его сегодня не хватает...»

Александр Тиханович: «Соня — это Молдова и Украина. Солнце и темперамент, небо и танцы, воздух и песня. Вино и жизнь на полную катушку, но всего в меру! Она просто эстрадная долгожительница. Такая же боевая, молодая, красивая, как ее музыка».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter