Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Мам, тебе тут в школе кое-что задавали». Должны ли родители помогать ребенку с домашними заданиями?

«Мам, тебе тут в школе кое-что задавали»

«Она неправильно поймет условие, допустит ошибки и получит плохую оценку, поэтому проще самой», – примерно так ответила знакомая на мой вопрос о том, почему в свой выходной она не отдыхает, а делает проект по предмету «Человек и мир» для своей дочери-третьеклассницы. И таких примеров, когда родители руководствуются принципом «я знаю, как надо» и делают домашние задания вместо ребенка, большое количество. Но стоит ли мамам и папам помогать с домашкой или это исключительно зона ответственности школьника?
lori.ru

Контролировать, но не вмешиваться

Единственный период, когда родители должны помогать ученику с выполнением домашних заданий, – это начальная школа, уверен учитель начальных классов гимназии № 4 Минска Сергей Держанович:

– Задачи мамы и папы – организовать ребенку рабочее место, оказывать эмоциональную поддержку, контролировать выполнение упражнений или решение задач, но не вмешиваться в этот процесс. В начальной школе закладывается фундамент, на который ученик будет опираться в средних и старших классах. Если ребенок за время с первого по четвертый класс не научится самостоятельно справляться с заданиями, будет постоянно рассчитывать на помощь мамы и папы, то в дальнейшем ему придется тяжело.

В этом году Сергей набрал новый класс из 27 ребят. И пусть у первоклашек пока нет домашних заданий, учитель уже сейчас рекомендует родителям запастись терпением. Он советует не стоять у дочки или сына над душой, хватаясь за голову при виде малейшей помарки. Пусть ученик вначале попробует выполнить домашку сам. Когда будет готов, проверьте. Если нашли ошибку, стоит объяснить, в чем ребенок оказался неправ, предложить исправить неточность, но не подсказывать правильный ответ. У некоторых мам и пап другие представления на этот счет, делится примерами из практики Сергей:

– Иногда родители не просто диктуют решение, но и своей рукой пишут его в тетради. А когда интересуюсь, почему так происходит, отвечают, мол, у ребенка тренировка, не успевал с уроками, поэтому взрослые вызвались помочь. Не спорю, дополнительное образование – это важно, но все-таки родители должны грамотно распределять нагрузку сына или дочки. Не стоит забывать о соблюдении режима учебы и отдыха, у детей должно быть время для восстановления сил. 

Помощь VS медвежья услуга

И если с заданиями из курса начальной школы под силу справиться каждому взрослому, то в старших классах, когда на смену простым примерам на сложение и вычитание приходят квадратные уравнения и на одном правиле «жи» и «ши» пиши с буквой «и» далеко не уедешь, помощь родителей в выполнении домашки может обернуться медвежьей услугой. Учитель математики с 47-летним стажем Татьяна Напольских из Гродно рекомендует мамам и папам не вмешиваться в учебный процесс:

– Давайте объективно оценивать свои возможности. Родители нынешних учеников ходили в школу лет 20–30 назад. Не спорю, тогда они могли на отлично справляться с заданиями, но в обычной жизни вряд ли пользовались этими знаниями, а без практики любой материал забывается. Способы решения задач, которые родитель навязывает ребенку, могут оказаться неверными. Нюанс и в том, что программы, по которым учатся нынешние школьники и те, которые проходили их родители, значительно отличаются. Получается, что в школе учитель объясняет тему в соответствии с актуальным учебным планом, а дома родители разжевывают материал на свой манер. В итоге в голове у ребенка каша. 

Учителя сразу видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. И если родители преследовали цель помочь с домашкой ради хорошей отметки, то они должны быть готовы к тому, что на ближайшей самостоятельной ребенок с треском провалится, поясняет Татья­на Львовна:

– Домашние задания нужны для того, чтобы ученик закрепил пройденный материал. Когда это звено из цепочки выпадает, можно считать, что тему ребенок не усвоил. В математике и во многих других предметах темы между собой взаимосвязаны. И, упустив какой-то один момент, вероятность того, что на следующих уроках школьник не поймет, о чем говорит педагог, высока.

А после работы – сочинение по литературе

Дочь Екатерины Дулинец из Витебска в этом году перешла в 8-й класс. Ксюша хорошо справляется с математикой и физикой, а вот с гуманитарными предметами возникают вопросы, помощи в их решении девочка просит у мамы. Поэтому иногда Екатерина проводит вечера за написанием сочинений:

– Мы уже определились, что дочка пойдет в технический вуз, делаем упор на дисциплины, необходимые для поступления. Не вижу ничего страшного в том, чтобы помочь дочери с написанием творческих работ, а сэкономленное время она может потратить на профильные предметы.


Ученик школы № 1 Клецка Владислав Печуренко делал уроки под присмотром родителей до 8-го класса. Контроль помог учащемуся более аккуратно выполнять задания, рассказывает 11-классник:

– Мама следила за тем, чтобы я аккуратно писал и, если находила исправления, заставляла переписывать. С тех пор стараюсь не мазать в тетрадях: лучше один раз сосредоточусь и выполню работу хорошо, чем второпях допущу кучу помарок и потом потрачу еще уйму времени на то, чтобы все переделать. 

К помощи старших Влад обращался лишь в крайних случаях:

– В 7-м классе в расписании по­явились химия и физика. У меня с этими предметами все никак не складывалось. Видя, как я вздыхаю над очередным параграфом по химии, мама предложила разобраться в теме вместе. Мы с ней несколько раз перечитали материал, пересказали друг другу, и стало понятнее. А  когда появились сложности с физикой, подключился папа. Я не просил родителей решать вместе со мной уравнения и задачи, ведь это учителя задают мне, а не им. 

ПОДСЛУШАНО В СЕТИ

Ivanvan: У меня сын в следующем году в школу пойдет. Наслушался от знакомых мамочек, как они делают домашние задания порой по нескольку часов до глубокой ночи. Уже страшно. 

Софи: Не помогаю детям с домашкой. Это их зона ответственности. Пускай учатся самостоятельности.

Darkness: Благодарен родителям за то, что сидели вместе со мной за учебниками. Чувствовал от них поддержку, понимал, что им не все равно.

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter