За 2014 год в стране было проведено 2,4 млн проверок, из них 960 тыс. – плановых. Поэтому предпринимательское сообщество регулярно ставит вопрос о том, что избыточное бремя в области контрольно-проверочной деятельности является одним из важных ограничивающих моментов для инвестиционной и деловой активности.
В последнем Послании Президента России Федеральному Собранию прозвучали слова о необходимости обеспечения для малого, среднего и индивидуального предпринимательства возможности введения надзорных каникул. То есть режима, при котором плановые проверки не проводятся, если в течение трех лет до наступления момента плановых проверок не было выявлено существенных нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Эта тема также неоднократно обсуждалась с представителями делового сообщества.
В связи с этим Правительство внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает трехлетний запрет на плановые проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Правда, инициатива сопровождается целым рядом оговорок.
Запрет не будет распространяться на общественно значимые виды деятельности в здравоохранении, образовании, промышленной безопасности, пожарном надзоре и некоторых других сферах, а также на компании, которые были уличены в грубом нарушении законодательства.
Что согласно законопроекту будет относиться к категории грубых нарушений, из-за которых компании будут лишаться права надзорных каникул? Это нарушения, связанные с лишением лицензии за несоблюдение законодательства, а также когда руководители компаний привлекались к дисквалификации или когда деятельность предприятий приостанавливалась в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Общим принципом нового законопроекта является презумпция добросовестности представителей бизнеса, их сознательность, так как многое будет зависеть только от них самих.
Точка зрения власти на проблемы малого и среднего бизнеса ясна: надо защищать, надо развивать и т. д. Эти призывы слышны аж с 1990-х годов. Но почему же тогда в стране при значительном количестве желающих открыть свой бизнес на это решаются только около двух процентов, а через год таковых остается только единицы?! И то только те, кто находит ну очень хорошую «крышу».
Мне, автору данной статьи, недавно пришлось говорить на эту тему со знакомым. Он уже много лет является владельцем своего среднего бизнеса. Пережил все неурядицы 1990-х годов, работал честно, исправно платил налоги. Но в последние годы ему надоели нестабильная экономическая ситуация, неясность перспектив, невозможность вести честно свой бизнес из-за тех же проверок и постоянно меняющихся правил налогообложения.
Такому мрачному настроению подвержен не только он. По его словам, все его знакомые, владельцы среднего и малого бизнеса, так же, как и он, собираются вывести свой бизнес с российской территории, даже несмотря на финансовые потери. И это будут меньшие потери, чем те, которые, по подсчетам, ожидают их в будущем.
Изменения в законодательстве – это хорошо. Но вот будут ли претворены в жизнь благие намерения?
Вячеслав АКСЕНОВ