У минских мультипликаторов появились гомельские конкуренты

Малышей убаюкают “Предки”

В прошлом году в Гомеле впервые стали создавать профессиональные мультфильмы. Причем местная анимационная студия замахнулась не на разовый проект, а на сериал “Предки”. Главные герои — пещерные жители, живущие современными проблемами. “Предков” в интернете уже окрестили белорусскими флинтстоунами. Теперь истории о людях в звериных шкурах решили показать и в телеэфире — в “Калыханке”.



Кто не хотел в детстве нарисовать собственный мультик — придумать свой мир, персонажей, перенести фантазии на бумагу, а потом увидеть все это на экране? Но для большинства мультипликация так и осталась мечтой. А вот группа гомельских художников-энтузиастов, объединенная студией CHIN UP, создала первый в истории Гомельщины мультсериал.

— Над проектом работает около 15 человек, — рассказал один из руководителей студии Олег Печень. — Профессиональных мультипликаторов и аниматоров в нашей команде пока нет, художественное образование есть только у двоих. Всему пришлось учиться по ходу дела. Важна ведь не только графика, но и сюжет, диалоги героев, озвучка. Работа раскладывается на три этапа. Сначала мы пишем сценарий. Потом отправляем его на озвучку в Москву — у нас там есть партнеры, работающие с профессиональными актерами. И только когда уже есть звук, рисуется серия. Каждый художник, изучая интонации голоса, рисует персонаж в движении с учетом его мимики. Со стороны это смотрится очень весело — прыжки, ужимки, смех. Чтобы нарисовать серию, нужно ее прожить за персонажей.

Сериал “Предки” рассказывает о жизни семьи за много лет до нашей эры, при этом проблемы и радости у предков такие же, как у современных людей: растущие цены, непослушные дети, домашние животные. Внешне, конечно, различия имеются. Живут они в пещерах, передвигаются на мамонтах-”маршрутках”, хотя в моде, как и сегодня, меха. Целевая аудитория сериала — дети от 3 до 5 лет. Кстати, первые серии авторы тестировали на своих родных и близких. Показывали малышам и, затаив дыхание, ждали их реакции. И как только слышали детский смех — уверенность в будущем успехе возрастала. Смеются — значит, интересно.

Всего в мультсериале пять основных персонажей: папа, мама, их дети Леля и Щапа плюс лиса. Каждый из них выдержал немало коллективной критики, прежде чем был допущен на экран.

— Наверное, самый необычный и по стилистике, и по рождению персонаж — мамина лиса-воротник, — признается художник Ольга Исакова. — Рождение лисы — спонтанное предложение. По первоначальному сценарию воротник периодически оживал, произносил реплики. Этакий острослов с плеча. И все же мы подумали, что как-то невесело, когда у главной героини детского мультфильма на шее воротник в виде мертвого животного. В итоге лиса стала полноценным персонажем, пришлось ее добавлять в готовый сценарий. Эта находка, на мой взгляд, очень украсила сериал.

Помню, в детстве смотрел передачу про “Союзмультфильм”. Там у каждого художника были карандаши, ластики 

и так далее. Сейчас персонажи рождаются и живут в компьютерных программах. Впрочем, быстрым процесс создания мультфильмов по-прежнему не назовешь. На прорисовку сцены, которая на экране длится 2—3 секунды, может уйти целый день. Для полноценной работы каждый художник должен нарисовать 20 сцен в месяц. Казалось бы, трудился неделю, а на выходе — пещерная семья всего-то и вышла за покупками...


Олег Печень и Сергей Радцевич создают очередную серию “Предков”.

Новый сериал можно назвать прорывом в кинотворчестве областного центра. Раньше все белорусское, что двигалось и говорило на киноленте, было родом из Минска. Правда, 

у Гомеля есть собственные интересные кино- и мультипликационные традиции. По некоторым данным, до революции в городе над Сожем работала частная киностудия. 

Но фильмы не сохранились. А вот мультипликация в Гомеле имеет более чем полувековую историю. Народную киностудию “Юнфильм” областного Дворца пионеров и школьников открыли в 1964 году. На ней создали мультфильмы “Ударники”, “Наши мамы”, “Яблочко”. Было много энтузиазма, но не было современных технических и медийных возможностей, рассказывает последний руководитель “Юнфильма”, известный гомельский видеооператор Владимир Петенев:

— Снимали мультфильмы пластилиновые, методом перекладки, даже кукольные. Чтобы создать рисованный мультик, нужны были художники-аниматоры. Сейчас этот процесс в разы упрощают компьютерные программы. Более того, на подобную продукцию есть спрос. Куда мог отправить свой мультик даже самый гениальный гомельский мультипликатор в советское время? Только на конкурс любителей. Создавать продукцию для телевидения и кинопроката могли только крупные студии. А сегодня блеснул в интернете, нашел покупателя, заключил контракт — и продвигай свои творческие идеи. Главное, чтобы они были.

Но при любом раскладе мультфильм — дело затратное. Зато и прибыль в случае успеха он приносит весьма ощутимую. Взять, к примеру, сериал “Маша и Медведь”, стремительно набирающий популярность во всем мире. Гомельские аниматоры пока работают на энтузиазме. Тем не менее на “Предков” уже есть покупатели, раскрыл планы один из директоров студии CHIN UP Ярослав Лукашевич:

— На данный момент готов первый сезон из 12 серий. Плюс обучающие серии, помогающие детям выучить алфавит вместе с героями. Для гомельского зрителя сериал транслировался по Первому городскому телеканалу. Уже заключен ряд договоров с российскими поставщиками телетрансляций и авиационными компаниями для демонстрации мультфильма во время полета. Ну и, наверное, главное событие 2016 года для нашей студии — показ “Предков” в передаче “Калыханка”. Для этого все серии дублировали, и теперь первобытные люди говорят по-белорусски.

Если сериал “Предки” станет окупаемым, возможно, мы увидим не только его новые сезоны, но и другие проекты гомельских мультипликаторов. Главное, чтобы сюжеты были нескучными, а технологией здесь уже владеют.




В 2015 году в десятку самых популярных кинопремьер в Беларуси вошли три анимационные ленты. Мультфильм про Дракулу и его внука “Монстры на каникулах 2” заработал в кинотеатрах минского “Киновидеопроката” 3 миллиарда 307 миллионов рублей (мировые сборы — 456 миллионов долларов). Кассовые сборы очередного проекта компании Marvel — “Мстители: Эра Альтрона” — составили 4 миллиарда 613 миллионов рублей (мировые — 1 миллиард 405 миллионов долларов). На счету мультфильма “Миньоны” — 5 миллиардов 84 миллиона рублей (в мире — 1 миллиард 157 миллионов долларов).


sb_gomel@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter