В лихие 90-е в Могилеве банда несовершеннолетних нападала на одиноких прохожих и грабила их

Малыш с битой

В 90-е годы прошлого столетия активизировались не только организованные преступные группировки уголовников и спортсменов, грабивших на автотрассах, ставящих на счетчик предпринимателей. Немалую опасность представляли и «бригады» несовершеннолетних. Порой, еще не набравшись жизненного опыта, не осознав цену человеческой жизни, они действовали даже более жестоко и изощренно, чем бывалые рецидивисты: нападали на улице на прохожих — грабили, беспричинно избивали. Специализировались на кражах из салонов автомобилей, вырывали из рук горожан барсетки и сумки, совершали набеги на коммерческие киоски.

Коллаж Ольги Александровой

Даже матерые уголовные авторитеты считали этих подростков беспредельщиками, но никак не могли на них повлиять, образумить: те никого не слушали. 

Валерий Красовский, в то время старший следователь УБОП, сейчас майор милиции в отставке, вспоминает:

— Были, конечно, группировки несовершеннолетних и в Могилеве. Одна из них — «бригада Мальков» — просуществовала до марта 1996 года. Правда, делом этим занимался не я, а старший следователь УБОП по особо важным делам Юрий Вододохов, подполковник милиции. К сожалению, он уже умер, так что сам ничего не расскажет, однако подробности того дела мне хорошо запомнились. Ведь благодаря наблюдательности моего коллеги участники группировки не только предстали перед судом за многочисленные грабежи и разбои, но и избежали более тяжкого обвинения — в убийстве, в котором подозревались, но которого, как выяснилось, не совершали. 

В эту криминальную стаю входили семь человек в возрасте от 14 до 17 лет. Действовали они в районе двух предприятий: металлургического завода и «Строммашины», иногда появлялись вблизи автовокзала. Подкарауливали одиноких подвыпивших рабочих в день зарплаты. 

Роли были четко распределены: пока самый младший парнишка подходил к прохожему и отвлекал, задавая различные вопросы, старшие, более сильные ребята подкрадывались к бедолаге сзади, били по голове битой или кастетом. Когда несчастный терял сознание, раздевали и грабили его. Забирали не только деньги, но и часы, другие ценности. В зимнее время жертвы «Мальков» часто приходили в себя после удара уже без ботинок и курток, в летнее — даже без рубашек и теннисок. 

Характерным было то, что, очнувшись, потерпевшие ничего не могли толком вспомнить, все твердили одно и то же: вроде был какой-то мелкий, спрашивал, который час, а потом — искры из глаз и темнота. 

Даже шагов сзади никто не слышал. Ребята были тонкими психологами: знали, что нетрезвого взрослого, у которого что-то спросил подросток, обязательно потянет на разговор, он начнет учить салагу уму-разуму, потеряет бдительность. Этим нападавшие умело пользовались.

Из 15 потерпевших — не исключено, что их было больше, но не все обращались в милицию — только двое попробовали описать отвлекавшего их внимание мальчишку. Однако четкого портрета составить не удалось. Работяги старались не ходить вечерами поодиночке в тех местах, где орудовала шайка. 

И все же в начале марта 1996 года «Мальков» задержали. На местах совершенных ими преступлений оставались многочисленные улики — по ним и вычислили. 

А накануне в одном из мест, где подростки обычно поджидали нетрезвых прохожих, обнаружили труп мужчины. Вокруг было сильно натоптано, но остались четкие следы ботинок одного из малолетних задержанных. 

Несовершеннолетних, как положено по закону, допрашивали в присутствии родителей или психолога. Подозреваемые вины своей не отрицали, хоть не испытывали раскаяния, — была в их речах скорее бравада. Они охотно признавались, где, когда и кого ограбили. Подробно рассказали, как на месте обнаружения трупа ударили мужика по голове битой, забрали у него деньги, часы. Напрашивался вывод, что именно в результате их избиения человек умер. Тем более наручные часы действительно нашлись при обыске у младшего участника группировки. 

Сначала «Мальками» занимался следователь райотдела милиции, затем дело передали Юрию Вододохову. Тщательно изучив фотографию трупа, подполковник заметил: часы-то на руке убитого как раз на месте. С кого же тогда их сняли? В общем, возникла нестыковка. 

Следователь начал искать, кого же еще недавно ограбили на том же месте. И нашел заявление потерпевшего в одном из райотделов милиции города. 

Выяснилось, как раз за день до убийства на него там действительно напала банда малолеток. Отсюда и следы ботинок, другие улики. И часы с того человека пацаны сняли. Но мужчина, к счастью, не умер. Очнулся и, пошатываясь, направился домой. 

Вскоре Вододохов нашел зацепку. Дома у потерпевшего сохранился паспорт часов, которые с него сняли. Серийный номер тот же, что и на часах, найденных у подростка. Получается, к трупу малолетки не имели отношения. 

Как же произошло убийство? Оказалось, что в котельной в одном из дворов Ленинского района города собралась выпить компания: кочегар и два его приятеля. Через какое-то время парочка вышла на улицу перекурить, а назад вернулся один, причем в куртке, которая до этого была на его собутыльнике. Стало понятно: он и убил знакомого после внезапно вспыхнувшей ссоры. Дело это было выделено в отдельное производство и передано в прокуратуру. 

А подполковник милиции Юрий Вододохов продолжил заниматься непосредственно группировкой «Мальков». Оказалось, что «бригадой» руководил самый младший, 14-летний подросток по имени Вадим. Его так и называли Малышом. Он единственный из всей компании был из полной благополучной семьи, хорошо учился в школе. Однако его избаловала бабушка, парнишка ни в чем не знал отказа, его никогда не ругали, не наказывали. С 11 лет Малыш принимал участие в достаточно серьезных преступлениях со старшими ребятами, но так как в столь нежном возрасте его нельзя было привлечь к уголовной ответственности, проходил по нескольким уголовным делам как свидетель. 

Позже он сколотил свою «бригаду». Тщательно продумывал преступления, четко распределял роли. Все шесть его «подчиненных» уже имели конфликты с законом. 

Приговор по причине малолетства был тогда не слишком суровым — все получили от двух до четырех лет лишения свободы. Так прекратила существование группировка «Мальков». 

В ТЕМУ

Михаил Воронков, бывший начальник УБОП по Могилевской области, полковник милиции в отставке:

— Несмотря на огромную загруженность — ведь организованных преступных группировок в то время выявлялось много, — все расследования проводились нами качественно, объективно. Наши следователи были профессионалами, людьми порядочными и ответственными. Так и в этом случае изобличить настоящего преступника, снять подозрения с невиновных, которые сами же признались в тяжком преступлении, помогла внимательность нашего сотрудника. Он проделал немалую работу, чтобы найти объяснение явному несоответствию со снятыми часами. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter