«Малыш» растет

В малом бизнесе - каждый пятый трудоспособный белорус

В малом бизнесе страны задействован каждый пятый трудоспособный белорус

Во всем мире людей, рискующих завести свое дело, — меньшинство. В Беларуси доля тех, кто надеется «на дядю», не больше, но и не меньше, чем в других развитых странах. Хотя согласно результатам опросов общественного мнения потенциально готовы открыть свой бизнес 40 % белорусов.

Но, понятное дело, в реальности эта цифра намного скромнее. Зато желание работать в бизнесе у наших соотечественников сильнее — из этой орбиты просто так не выпадают, большинство предпринимателей, если одно дело не пошло, предпочитают начать новое. Недавно Национальный статистический комитет обнародовал отчет «О развитии малого бизнеса в Республике Беларусь». Что же представляет собой эта отрасль национальной экономики?

Акцент на крупный бизнес хорош, пожалуй, только в период военной мобилизации. Советский Союз, промышленное наследие которого сегодня стало стержневым для современной белоруской экономики, как раз ориентировался на крупные предприятия и на создание монопольных ниш. Но вся проблема в том, что в капиталистической экономике у крупного бизнеса нет такого преимущества. Развитые страны стараются поддерживать пропорцию, согласно которой малый бизнес обеспечивает 60–70 % ВВП. И подобная ставка делается неспроста — гибкость и динамичность позволяет его представителям находить узкие ниши, новые виды предпринимательства. На фоне менее поворотливых крупных предприятий в кризисные годы это достоинство оказалось наиболее значимым.

Как отмечают в Белстате, число малых предприятий в стране на конец минувшего года выросло на 8,7 %. Всего их зарегистрировано 84,1 тыс., в том числе 72,4 тыс. относящихся к микроорганизациям и 11,6 тыс. — к малым организациям. Правда, в ведомстве заостряют внимание: списочное число предприятий отнюдь не соотносится с количеством реально работающих. Примерно 12 % зарегистрированных в стране предпринимателей в 2010 году своей деятельностью не занимались.

Впрочем, «мертвые души» на общую картину влияют мало. Общее количество работников, занятых в сегменте малого бизнеса, – почти 785 тыс. человек. Это немало — почти пятая часть от всех трудоспособных белорусов. Что примечательно, за последний год эта цифра выросла почти на 12 тыс. человек. В Белстате заметили: больше всего предприятий малого бизнеса насчитывается в таких отраслях, как торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (43 %) и в обрабатывающей промышленности (15 %). Примерно 11 % малых предприятий задействованы в сфере недвижимости, 9 % – в строительстве, еще 9 % оказывают транспортные услуги и услуги связи.

Доля малого бизнеса в ВВП страны сегодня составляет порядка 12,4 %, а вот в розничном товарообороте он играет почти главную роль – почти треть продаваемых сегодня в стране товаров реализуется руками малого бизнеса. Доля «малышей» в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2010 году увеличилась до 27,5 % (23,9 % — в 2009 году). Специалисты отмечают и некоторое продвижение по увеличению удельного веса малого бизнеса во внешнеторговом обороте. Он составил 33,7 %, увеличившись на 3,2 % по сравнению с 2009 годом.

Расчет государства на то, что малый бизнес займет активную позицию во внешней торговле и начнет больше вывозить за рубеж, в целом можно считать оправдавшимся, но не на все 100 %. Представители малого бизнеса в 2010 году отправили на экспорт белорусской продукции на $ 9820,5 млн. против $ 7298 млн. в 2009 году. Но, как известно, внешняя торговля – это палка о двух концах. Бизнес стал намного больше закупать товаров за рубежом –$ 10458,9 млн. против $ 7892,9 млн. В итоге вклад мелких предпринимателей в «копилку» внешнеторгового сальдо оказался немаленьким — $ 638 млн. по итогам минувшего года.

Следует заметить, что в числе основных внешнеторговых партнеров-государств, с кем активно торговали белорусские предприниматели, —
7 стран. Что примечательно: структура экспорта серьезно отличается от общестрановой. В частности, на первом месте в этом своеобразном рейтинге находятся Нидерланды (25,6 %), на втором – Украина (16,4 %), а вот главный партнер Беларуси — Россия занимает только третью строчку – 9,9 %. Кроме того, в числе стран, где благодаря стараниям малых предприятий-экспортеров пользуются белорусскими товарами, находятся Великобритания (9,6 %), Бразилия (6,6 %), Польша (5,1 %) и Индия (3 %).

Малый бизнес в Беларуси остается высокорентабельным. В среднем этот показатель составляет 15,8 %. Наиболее доходным в минувшем году оказался бизнес, связанный с операциями с недвижимостью (33,9 % рентабельности), а также компании, работающие на ниве финансовых услуг (19,2 %). В числе аутсайдеров фигурируют предприятия, занятые в сфере здравоохранения (3 %), и рыбоводческая отрасль – минус 13 %. Кстати, число убыточных предприятий в сфере малого бизнеса сегодня крайне велико – 21 % от общего их количества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter