Малым городам — большую переработку

Европа готова закупать белорусскую ягоду в неограниченных количествах. Вот только в каком виде мы готовы ее поставлять?

Лес и поле... глубокой заморозки
Технология глубокой заморозки ягод и овощей уже внедрена в Молодечно и Иваново. В Глуске намерены создать такое производство в 2007—2008 годах этапно. Стоимость проекта достаточно большая, около
8 миллиардов рублей, тем не менее можно ожидать его быстрой окупаемости. Ведь эксперимент Белкоопсоюза в Иваново и Молодечно по апробации нового направления деятельности полностью себя оправдал: черника, замерзшая в потоке ледяного ветра, оказалась высокорентабельной.
На службе людям — дыхание “снежной королевы”
Для неспециалиста способ заморозки довольно интересный. По транспортеру движутся подготовленные ягоды (черника, клубника, смородина, поречка, клюква) или нарезанные овощи и входят в морозильный туннель. В нем — минус 36 градусов при сильном, чуть ли не полярном ветре от мощнейших вентиляторов, так что ягоды поднимаются в воздух. В таком взвешенном состоянии они и замерзают, всего за 8 минут, каждая по отдельности. Чудо-технологию придумали англичане, и она самая прогрессивная в этой области из всех существующих в мире. Продолжительность хранения получаемой ягодно-овощной продукции — 15 месяцев при температуре минус 18 градусов. Но если в морозильнике будет хотя бы на один градус ниже, то длительность хранения значительно снижается.
Картофель фри — необязательно из свежих клубней        
Когда Ивановское райпо открывало два года назад цех глубокой заморозки, то наибольшие опасения вызывала сезонность поступления сырья. Шутка ли, установить производственные мощности по переработке двух тонн ягод в час. Чем загрузить такую линию, когда ягодный сезон закончится?
Полностью задачу так и не решили, хотя помимо ягод здесь замораживают также очищенный лук (головками) для предприятия “Инко-фуд”, которое его использует при изготовлении пельменей и колбасной продукции. В связи с этим занять всех круглогодично не получается даже в одну смену, а с окончанием летнего сезона из 150 работников остаются только 15—17. Правда, в ближайшей перспективе в Иваново будет смонтирована овощная линия глубокой заморозки, точно такая, как в Глуске, мощностью 1 тонна продукции в час.
В сезон — трехсменная работа
Тем не менее, несмотря на недогруженность, замороженные в прошлом году 978 тонн ягод плюс небольшие объемы лука все равно принесли Ивановскому коопзаготпрому большую прибыль. Германия, Польша, Литва, другие страны готовы покупать наши дары леса в неограниченных количествах. Ягодные полуфабрикаты идут в основном на изготовление йогуртов, начинок и пищевых красителей, причем по очень выгодной цене, особенно черника. Она оказалась прекрасной экспортной позицией, и кооператоры почти всю ее отправляют за рубеж (в бумажных мешках по 25 кг).
В нынешнем сезоне Ивановскому райпо установлено задание заморозить 1000 тонн ягод. Первой стали принимать клубнику — по 1000 рублей за килограмм (сортовую) и по 500—800 — на промпереработку. Заготовительная цена черники — 4000—4500 рублей за килограмм (рекорд прошлого года 5000 рублей), черной смородины — 800 рублей за килограмм, красной — 500.  
Каждой области — по морозильному туннелю
— Производство собственных замороженных полуфабрикатов овощей и ягод потребкооперация оценила как очень перспективный вид деятельности, — говорит начальник управления промышленности Белкоопсоюза Виктор Коцуба. — Мы довольны результатами работы первых двух наших цехов глубокой заморозки в Иваново и Молодечно. Вложенные в них средства, как и предполагалось, окупятся, возврат кредитов идет по графику. На перспективу ставится задача создать такое производство в каждой области, что позволит обеспечить насыщение отечественного потребительского рынка белорусскими замороженными ягодами и полуфабрикатами плодоовощной продукции по более дешевым ценам, чем польские и российские.
Откуда деньги? В основном собственные средства за счет увеличившейся прибыли, а также кредиты банков. В прошлом году рост инвестиций составил по Белкоопсоюзу 136 процентов, а в этом году только в развитие нашей кооперативной промышленности планируется вложить в 2,3 раза больше денег, чем в предыдущем. 
И, тем не менее, можем ли мы сказать, что проект развития в нашей стране глубокой заморозки ягод и плодоовощной продукции реализуется успешно? Почему создание такого рода производств идет медленными темпами, хотя в их прибыльности нет сомнений? И Беларусь по-прежнему значительную часть черники, клюквы и грибов экспортирует как сырье, хотя их переработка несравнимо более выгодна? И неужели выгодно нам, покупателям, зимой приобретать овощные смеси, замороженные в других странах и купленные за валюту?    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter