Малоизвестное о знаменитых

История любого народа начинается с появления в нем знаковых, выдающихся личностей
История любого народа начинается с появления в нем знаковых, выдающихся личностей. «Зрелище жизни выдающихся людей — великолепное зрелище, — писал неистовый Виссарион Белинский. — Оно возвышает душу и обогащает духовно». От себя скажем, оно подпитывает наше растревоженное сердце и заставляет закипать бьющийся в поисках действенных целей разум, порой требуя сиюминутного выхода накопившейся энергии и подвигая на немедленные свершения во имя Отчизны. Книга Алеся Карлюкевича «I марам волю дам» (Белорусская Энциклопедия, 2011 г.) из этого разряда. Она заставляет прикоснуться к целому сонму личностей крупного масштаба, прославивших нашу страну на весь мир. А также проникнуть в жизнь творцов, оставивших, может быть, менее заметный след в истории белорусского народа, но от этого не менее интересный и извилистый. 

Таких книг немного в мировом пространстве слова. Это не роман, не эссе, не биографические повести, не краеведческие зарисовки, не дневник путешествий. Описания судеб служителей муз, мастеров слова. Книга — погружение в литературную карту Пуховщины, что на Минщине. Смысл пребывания Коласа, Крапивы, Глебки, Лынькова, Витки, Самуйленка, Бядули (здесь в 30–е годы находился Дом творчества Союза писателей БССР) не заштампован, насыщен индивидуальными чертами характеров классиков. Автор исследует духовные и нравственные критерии и принципы служения Отчизне. Алесь Карлюкевич находит следы пребывания в пуховичском крае и малоизвестных в Беларуси знаменитостей (английской писательницы Сессиль Честертон, израильского издателя Льва Стронгина, врача и медицинского публициста Вацлава Здановича). С особой теплотой и признательностью пишет автор о земляках, верных своим избам и погосту: Алексютович, Бачило, Вольны (Ажгирей), Горбацевич, Ельский, Морковка, Мысливец, Казеко, Клевко, Ходыка, Хурсик, Чарот... 


Алесь Карлюкевич в книге проявил себя как вдумчивый и скрупулезный исследователь истории литературы и творчества отдельных литераторов (Алены Кобец-Филимоновой, к примеру), мастер биографического жанра, публицист, неутомимый путешественник и популяризатор красоты родного края. Книга читается как письма другу, в ней авторская экзальтированность и увлеченность бесчисленным количеством добытых благородным и упорным, порой изнурительным трудом фактов из различных источников: жизненных встреч, архивов, писем, воспоминаний, газет, путем сопоставления документов.

Советская Белоруссия № 144 (24774). Пятница, 31 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter