Достаточно ли практических навыков получают студенты во время учебы?

Мало знать, нужно уметь

Прежде чем приступить к трудовым обязанностям на производстве, молодой специалист обязательно должен потренироваться в условиях, максимально приближенных к «боевым». Достаточно ли практических навыков получают студенты во время учебы?
Прежде чем приступить к трудовым обязанностям на производстве, молодой специалист обязательно должен потренироваться в условиях, максимально приближенных к «боевым». Ведь даже если проштудировать все учебники, вряд ли получится хорошо овладеть будущей профессией. Достаточно ли практических навыков получают студенты во время учебы?


Обсудить эту тему мы пригласили директора завода строительных изделий ОАО «Минскремстрой» Алексея Королькова, проректора по учебной работе Белорусского государственного технологического университета Сергея Касперовича, начальника технического отдела государственного предприятия «Белгипродор» Елену Хотько, заведующую кафедрой истории Беларуси и музееведения Белорусского государственного университета культуры и искусств Марию Беспалую и проректора по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка Владимира Шлыкова.


Практиковаться непрерывно

«ЗН»: Нередко в адрес молодых специалистов раздаются упреки – вроде все знают, но ничего не умеют. На ваш взгляд, достаточно внимания в учебном процессе уделяется практике?

Сергей КасперовичСергей Касперович: У студента есть все возможности закрепить полученные знания: будущие инженеры-технологи проходят учебную, производственную, технологическую, организационно-экономическую и, конечно, преддипломную практики. Причем учебные заведения сами могут устанавливать их объемы в зависимости от конкретной специальности. Например, у нас на «Лесном хозяйстве» знакомство с профессией идет на протяжении 34 недель. Так что с точки зрения длительности вопросов не возникает. Другое дело – качество организации практики.

Владимир Шлыков: Мы также, вводя новые образовательные стандарты, увеличили объем педагогической практики. А с этого года начинаем эксперимент: со второго курса студенты будут проходить непрерывную педагогическую практику. Суть нововведения в следующем: один раз в неделю студент вместо лекций в вузе посещает и анализирует уроки в школе, где в составе мини-группы разрабатывает учебно-исследовательские проекты. Кураторы – не только учитель и преподаватель вуза, но и пятикурсник, которому такое наставничество даст хороший опыт.

Мария Беспалая: У студентов университета культуры и искусств практика не прекращается на протяжении всего обучения. Ведь если регулярно не заниматься, например, хореографией – потеряешь квалификацию, если перестанешь лепить керамику, ткать гобелены – забудешь, что это такое. Те, кто обучается по специальности «музеология», с первого курса проходят археологическую практику: проводят раскопки, учатся составлять паспорта, классифицировать находки. А со второго курса у всех студентов начинается ознакомительная практика. Всего у нас 462 базы практики по всей стране – театры, музеи, дома культуры.


Вспомните все, чему учили

«ЗН»: Насколько предприятия устраивает уровень подготовки студентов?

Елена ХотькоЕлена Хотько: Практики, на мой взгляд, недостаточно. Раньше повседневно проводилась выездная практика. Сейчас такого нет. Может, возникают сложности в материальном плане? Но, думаю, предприятия всегда бы пришли учебным заведениям на помощь. Студенты все должны видеть воочию, а не только в учебниках. Прошли какую-то тему – приехали на производство и посмотрели. Благодаря этому они смогут понять, правильно выбрали профессию или нет.

Мария Беспалая: Будущие музееведы часто выезжают. Мы посещаем лучшие музейные комплексы страны, чтобы познакомиться со спецификой работы.

«ЗН»: Вам часто приходится повторять фразу «забудьте все, чему вас учили в вузе»?

Елена Хотько: Не все так плохо. Большинство тех, кто к нам приходит, владеют специальными компьютерными программами. Пусть не в полной мере, но все же. Некоторых ребят оформляем на полставки на время практики. Если видим, что студент старается, будем рады принять его в качестве молодого специалиста. Отправляем на него заявку в вуз, и здесь большое значение имеет средний балл успеваемости – у нас очень тщательный отбор.

Алексей КорольковАлексей Корольков: В советское время руководители практики от вуза часто посещали предприятия, на которых работали студенты. К сожалению, сейчас это происходит крайне редко. Все-таки контроль со стороны учреждений образования более действенный – преподаватели хорошо знают своих студентов: кому нужны знания, а кому просто корочка об образовании. Согласен с коллегой: практика дает возможность уже на начальном этапе отсеять тех, кому эта профессия неинтересна.

Когда приходят ребята из вашего университета, Сергей Антонович, и видят оборудование, на котором мы работаем, очень удивляются. Эти немецкие машины установили в 2008 году. Полный технологический цикл – от распиловки бревна до выпуска готового изделия. Приглашаю вас приехать и познакомиться с производством.

Сергей Касперович: Но ведь для этого студентов и отправляют на практику. В вузе, конечно, такого оборудования нет. В наших лаборатоиях установлено уникальное оборудование итальянских, чешских и австрийских фирм, которое позволяет нашим студентам освоить полный цикл операций деревообработки.


Помощники или обуза?

«ЗН»: Как учебное заведение контролирует прохождение практики и что грозит студентам, которые «забывают» про нее?

Владимир ШлыковВладимир Шлыков: Перед началом практики назначаем руководителя от кафедры, а в школе за студентом закрепляется учитель. На уроки практиканты ходят по графику. В каждой группе есть староста, который следит за посещаемостью. Качество работы оценивают учитель, методист с кафедры, преподаватель с кафедры общей педагогики и психолог. У нас не было ни одного случая, чтобы студент не прошел практику или не явился без уважительной причины. Но если такие ситуации возникнут, человек должен отработать в другие сроки. В противном случае его могут отчислить.

Наши ребята очень востребованы в школах. Они помогают учителям проверить и самостоятельные, и контрольные, провести факультативы, организовать внеклассную работу. В этом году только в Минске не хватало более 200 учителей начальных классов. К нам обратился комитет по образованию Мингор-исполкома с просьбой перевести занятия на факультете начального образования во вторую смену – наши ребята закрыли бы часть вакансий. К сожалению, мы не смогли пойти на такой шаг, но все же около 20 студентов нашли возможность совмещать учебу с работой. Если это не сказывается на успеваемости, идем таким студентам навстречу.

Мария БеспалаяМария Беспалая: У нас каждая творческая  специальность имеет студенческий коллектив, которые объединены в студенческую филармонию. Кроме этого, в вузе работают лаборатории декоративно-прикладного искусства и народных инструментов.

Сергей Касперович: Студент должен быть заинтересован не только в том, чтобы освоить азы профессии, но и узнать о предприятии, на котором проходит практику, как можно больше. Ведь не исключено, что он придет сюда после окончания учебы – по действующим нормативным документам предприятие, где студент проходил производственную или преддипломную практику, идет первым в списке при распределении.

Но мне бы хотелось затронуть еще один аспект практической подготовки специалистов. Сегодня на базе предприятий открываются филиалы кафедр – отличная форма сотрудничества науки и производства. У нашего университета таких филиалов 21. Кроме того, создаются отраслевые лаборатории, где рождаются новые разработки, которые затем находят практическое применение. Студенты участвуют в выполнении научных хоздоговорных работ и получают хорошую прибавку к стипендии.

«ЗН»: А руководители практики заинтересованы материально?

Сергей Касперович: Что касается руководителей от учебных заведений, то работа с практикантами – часть учебной нагрузки, за которую они получают заработную плату. Руководителю от предприятия оплачивается, как правило, только преддипломная практика.

Алексей Корольков: Денежное вознаграждение сотрудников, которые работают со студентами, прописано в нашем коллективном договоре.

Елена Хотько: У нас тоже наставничество поощряется материально.


Даешь наставников!

«ЗН»: Если студент пришел на практику, но его что-то не устраивает, можно ли ему поменять предприятие или организацию?

Сергей Касперович: Можно. Для этого в вузе вносят изменения в приказ, и студента переводят без проблем. Другое дело, конечно, если что-то не нравится и человек молчит. Были случаи, когда после практики студент приходил к выводу, что это не его призвание и забирал документы из вуза. Заметьте, понимали это не в университете, изучая теорию, а побывав там, где предстоит работать. Возможно, на предприятии не нашлось человека, наставника, который смог бы привить любовь к профессии. Хочется, чтобы руководителями от предприятий назначали ответственных, квалифицированных специалистов. Конечно, они, как правило, наиболее загруженны, и руководство не хочет вешать на них студентов. Но именно такие люди смогут и научить, и пробудить интерес к профессии.

Мария Беспалая: А у нашего вуза тесные связи с центром по изучению культуры, языка и литературы Национальной академии наук. Его сотрудники (доктора наук и профессора) преподают и с первого курса ездят со студентами в этнографические экспедиции. Для ребят это колоссальный опыт.

Владимир Шлыков: Полностью согласен. Но посмотрите, что происходит сегодня в школах: отработав по распределению, часть молодых специалистов уходит из профессии. Раньше найти себя в любимом деле помогало наставничество, когда молодого педагога закрепляли за опытным учителем. Он опекал, поддерживал, ходил на уроки, но не контролировал, а помогал. Это было полезным сотрудничеством, особенно на начальном этапе.

Сергей Касперович: Это можно сказать не только о школе. На любом производстве молодежь ищет поддержку у старших товарищей. И если не находит, с большой долей вероятности можно утверждать, что, отработав два года, молодой работник сбежит к другому нанимателю. Для предприятия это, несомненно, потеря. Поэтому хотелось бы, чтобы опытные сотрудники не отмахивались от «назойливых» студентов, а руководство не считало их мальчиками и девочками на побегушках. Нужно развивать институт наставничества, и тогда теория и практика станут друг к другу ближе.

О студенческой практике

  • Студент, не выполнивший программу, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную отметку при сдаче зачета, повторно проходит практику в свободное от обучения время.

  • Работу в студенческом отряде засчитают как практику (если она соответствует специальности).

  • Организацию или предприятие может предложить учебное заведение, а можно выбрать самому.

  • За студентами на время практики сохраняется право на получение стипендии.

  • Она бывает учебная и производственная. Включает практику по специальности и преддипломную.

  • В течение двух недель после практики студент должен предоставить в учебное заведение дневник, отчет о выполнении программы и письменный отзыв руководителя практики от организации.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter