Откровенный разговор с председателем Слуцкого райисполкома Андреем Янчевским

Мало размахивать кнутом, сельчанам важен и пряник

СЛУЦКИЙ район в нынешнем году на 7 процентов увеличил производство молока и мяса. Среднесуточные привесы КРС достигли 670 граммов, свиней — более 600, от коровы за год ожидается 6150 килограммов молока. Натуральные показатели хорошие, и, казалось бы, финансовое состояние хозяйств должно улучшиться. Но их руководители, напротив, бьют тревогу: оборотных средств нет, возникают трудности с выплатой зарплаты. Так почему же при росте производства падает экономика?

Об этом наш разговор с председателем Слуцкого райисполкома Андреем ЯНЧЕВСКИМ.

— Андрей Владиславович, к сожалению, ситуация в вашем районе отнюдь не исключение. Что стало причиной снижения эффективности сельского хозяйства?

— Сегодня много разговоров о диспаритете цен, о том, есть он или нет. Но давайте рассуждать не абстрактно, а с цифрами в руках. Помните, сколько стоил сахар 2—3 года назад и сейчас, а  сколько сахарная свекла? Цены на сырье практически стояли на месте, а на готовую продукцию выросли от 30 до 150 процентов. Зерно тоже «застыло», а стоимость хлеба существенно поднялась. При этом крестьяне оказались в невыгодном положении вдвойне: для них постоянно увеличивается плата за  горючее, удобрения, технику, запчасти и многое другое. Это одна из важнейших причин падения рентабельности.

— Но у нас многие цены поднимаются только с разрешения государства.

— А в нем множество лоббистов, отстаивающих интересы своей отрасли. Переработчики, машиностроители, энергетики, коммунальщики постоянно стучатся во все двери, объясняя необходимость новых цен и тарифов. У них существуют какие-то индексы, тарифы. Пусть на меня не обижаются в верхах, но хочу без обиняков заявить: у сельчан нет такого защитника, Министерство сельского хозяйства и продовольствия не взяло на себя такую роль. А хотелось бы, чтобы главное крестьянское ведомство тоже оперировало различными коэффициентами, ссылалось на инфляцию, сравнивало затраты на сырье со стоимостью топлива, удобрений, средств защиты растений. 

Зато от родного ведомства постоянно слышны упреки в разгильдяйстве, бесхозяйственности, отсутствии инициативы на местах. Не будем подобно страусу прятать голову в песок: все это есть. Но ведь есть и огромная экспортная составляющая аграрного сектора страны. 

— Основные доходы агросектор получает от мяса и молока. С помощью надбавок на них есть возможность улучшать финансовое состояние хозяйств. 

— Считаю: коль у нас небольшое государство, то цена на главные виды сырья повсеместно должна быть одинаковой. Но  в регионах она нередко существенно разнится. Хочу изложить свою позицию и по сортам молока. Не должно быть здесь «экстры», высшего, первого и второго сортов. Молоко должно быть приемное и неприемное, как в других странах.

— Но переработчики объясняют существующий порядок вещей как раз  заботой о благосостоянии хозяйств: мол,  чем больше сдаешь «экстры», тем больше получишь денег. 

— А я отвечу, что все это хитрые уловки ради того, чтобы платить меньше. Если молоко годное к приемке, давайте платить за все по тарифу «экстры», а не искать зацепки, чтобы сбросить цену за так называемый первый сорт. Загляните на молочные предприятия. Там все сырье  сливается в одну емкость. А сколько субъективизма при оценке качества. 

— Есть указ Президента, который регламентирует распределение выручки хозяйств за молоко. Четверть ее переработчики обязаны направлять на специальные счета, средства которых можно использовать только на закупки горючего, удобрений — словом, всего необходимого для выращивания урожая. Между тем бытует твердое убеждение, что местные власти не выполняют требования нормативного документа, деньги идут на другие цели. Из-за этого, мол,  неритмично финансируются сельхозпредприятия, нарушаются сроки закупок и так далее.

— Да, такие нарушения на каждом шагу. Минсельхозпрод считает: в этом виноваты обл- и райисполкомы. Но давайте посмотрим правде в глаза. Построено много новых молочно-товарных ферм. Часто их возводили без учета платежеспособности хозяйств. Теперь не все из них могут своевременно вернуть кредиты, скажем, Банку развития. Вот он, к примеру, и заявляет областному мясомолпрому: если не вернете деньги, прекратим вас кредитовать. В итоге последний забирает средства хозяйств на погашение кредитов, не оставляя на счетах необходимые 25 процентов. Реально там набирается лишь процентов 14. 

— Выходит, непродуманное строительство МТК  больно бьет по текущему процессу хозяйствования? 

— Да, и сейчас я, работающий председателем райисполкома полтора года, вынужден расхлебывать ошибки тех же банков, которые выдали кредиты слабым хозяйствам. Ведь проблема не только в том, что на спецсчета поступает меньше денег, чем положено. Возникают немалые трудности с выплатой зарплаты. И это в Слуцком районе, который всегда считался экономически крепким. 

— Пробовали ли обращаться к банкам, чтобы те вошли в положение, отсрочили выплаты, уменьшили проценты?

— Пытались, никто не желает слушать. Никакой пролонгации, деньги сегодня, иначе завтра будет хуже.

— Но банки формально поступают правильно, они ничего не нарушают. Требуют свое.

— Таким, как вы говорите, формальным подходом, без учета реалий, можно полностью разорить сельхозпредприятия. Сегодня мы говорим, что в стране треть их убыточна, завтра будут две трети. Нужно всем вместе думать, как решить проблему.

Полагаю, что 25 процентов средств от молока должны обязательно зачисляться на спецсчета, независимо от того, выплачены кредиты или нет. Обязательно надо резервировать деньги на зарплату. И лишь оставшуюся часть выручки направлять на погашение кредитов. В такой ситуации банки должны разработать новые, реальные, а не удобные и комфортные им графики погашения кредитов. 

— Думаю, что и сельхозпредприятиям надо изменить подходы к новому строительству?

— Они уже это сделали. В этом году в районе построили 19 условных зданий. На каждое по миллиарду рублей выделял облисполком в качестве господдержки, еще по 1—2 миллиарда в зависимости от размера помещения изыскивали сами хозяйства. Это значительно дешевле, чем при старых подходах, когда объект полностью кредитовался без учета финансового состояния предприятия. Если бы подобное практиковалось и раньше, не было бы сегодняшнего тяжелого положения.

— Мы все время говорим о непростых взаимоотношениях производителей и банков. Как-то в стороне остаются переработчики. 

— Они тоже закредитованы. В Слуцке есть мясокомбинат и сыродельный комбинат. У одного триллион рублей кредитов, у другого — 1,7 триллиона. Проценты по ним — 10 и 12 миллиардов в месяц. Такое положение уничтожает экономику предприятий. От реализации и у мясокомбината, и у сыродельного комбината чистой прибыли нет, все съедают проценты и курсовые разницы.  Со временем их может постигнуть участь сельчан. 

Думаю, в ситуации, когда производители сырья и изготовители продуктов стонут, банки не имеют права жить в свое удовольствие. Раз обществу в целом несладко, надо и им разделить участь всех.

— Какие проблемы села вас еще волнуют? Что требует первоочередного внимания?

— Если за ценами на топливо и удобрения сейчас контроль строгий, то поставка запчастей пущена на самотек. Расплодилось огромное количество фирмочек, продающих их в 2—3 раза выше реальной стоимости. Почему, скажите, не создать государственные дилерские центры, которые поставляли бы детали по фактической цене с учетом небольшого процента за услуги. Похожая ситуация со шротами, ветпрепаратами, средствами защиты растений. Во всех этих сферах пора наводить порядок. Главное аграрное ведомство страны заявляет, что сельское хозяйство в следующей пятилетке должно стать агробизнесом. Обеими руками за это. Но сначала для АПК надо создать честные правила игры, решить проблемы. Хотя бы те, которые я назвал буквально навскидку. А их, поверьте, куда больше.

— Спасибо, Андрей Владиславович, за откровенный разговор. Надеемся, что ваша точка зрения будет услышана.

gedroiz@sb.by

От «СГ»

Проблемы наш собеседник затронул острые, оценки тем или иным событиям, да и ведомствам, дал порой нелицеприятные. Приглашаем всех заинтересованных подключиться к разговору, высказать свое видение обеспечения эффективной работы аграрного комплекса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter