Мало одних природных красот...

В СВОЕ время «Белорусская мельница» несколько раз обращалась к теме кластерной модели, с помощью которой планировалось еще активнее развивать агроэкотуризм на Могилевщине. Вообще же впервые про кластеры — для пущего заманивания туристов — заговорили еще в 2009-м, на Гомельщине. Суть такова: консолидировать усилия местных властей, хозяев агроусадеб со смежниками — ремесленниками, культработниками, учреждениями системы образования. Да не просто консолидировать, а создать некий собирательный образ, бренд той или иной территории! Как же движется дело с кластеризацией и брендированием на данный момент? Не позабыта ли сама идея, не позаброшена ли? Напротив, движение есть! Во всяком случае, на Могилевщине объявили: региональный туристический кластер «Край жыватворных крынiц» создадут именно в 2013 году.

Туристический кластер «Край жыватворных крынiц» создадут в этом году на Могилевщине

В СВОЕ время «Белорусская мельница» несколько раз обращалась к теме кластерной модели, с помощью которой планировалось еще активнее развивать агроэкотуризм на Могилевщине. Вообще же впервые про кластеры — для пущего заманивания туристов — заговорили еще в 2009-м, на Гомельщине. Суть такова: консолидировать усилия местных властей, хозяев агроусадеб со смежниками — ремесленниками, культработниками, учреждениями системы образования. Да не просто консолидировать, а создать некий собирательный образ, бренд той или иной территории! Как же движется дело с кластеризацией и брендированием на данный момент? Не позабыта ли сама идея, не позаброшена ли? Напротив, движение есть! Во всяком случае, на Могилевщине объявили: региональный туристический кластер «Край жыватворных крынiц» создадут именно в 2013 году.

Любопытно, что проект реализуют не без привлечения иностранного опыта — при содействии Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии. Он продолжит начатое в 2010—2011 годах — в рамках проекта «Зеленое наследие Приднепровья», который позволил оценить экотуристический потенциал Могилевской области и создать карту «зеленых» территорий Приднепровского края. Новый проект предполагает создание межрегионального агроэкотуристического кластера на основе «зеленого» маршрута и брендинга территории Могилевской области как края живой воды. Предусмотрено создание сайта, буклетов, сувенирной продукции. А все вкупе поможет продвинуть Могилевщину на рынок туристических услуг — именно в виде консолидированного регионального «туристического кулака».

Основная «нитка» турмаршрута проляжет через восточную территорию Могилевской области: Могилевский, Чаусский, Мстиславский, Кричевский, Чериковский, Славгородский и Быховский районы — с радиальными ответвлениями в приграничные районы, сообщает БЕЛТА. В основу кластера ляжет разработанный в проекте «Зеленое наследие Приднепровья» турмаршрут «Край жыватворных крынiц». Создание кластера обеспечит успешную эксплуатацию маршрута благодаря усилению взаимодействия между его субъектами (агроусадьбами, ремесленниками, гостиничными и туристическими комплексами, экомузеями), созданию соответствующей инфраструктуры. Маршрут популярен у паломников, любителей экологического туризма, а благодаря созданию кластера этот круг планируется расширить за счет рекламы и продвижения нового бренда на рынке, эффективной работы кластера и его субъектов по отдельности.

Турмаршрут, который образуется вокруг кластера, объединит значимые для региона и Беларуси экотуристические объекты. В их числе памятники природы республиканского и международного значения — Полыковичская криница (Могилевский район), столица радимичей Радомля (Чаусский район), Святая криница в монастырском комплексе «Пустынки» (Мстиславский район), сам город-музей Мстиславль, а также источник «Голубая криница» (Славгородский район).

Но почему же выбран бренд, основанный на идее «живой воды»? Все просто: на Могилевщине — самое большое в Беларуси сосредоточие уникальных природных объектов — криниц. Имеются также обряды, связанные с почитанием некоторых из источников, занесенные в Список нематериального культурного наследия Беларуси. Для развития кластерной модели, к слову, чрезвычайно важно не только наличие каких-то материальных объектов, но и ресурс для раскрутки их с точки зрения фольклорной, ремесленнической составляющих.

Кроме того, в Могилевской области — самые большие в стране запасы питьевой и минеральной воды. Бренд «Живая вода» можно рассматривать в гораздо более широком формате. При должном подходе он может послужить не только чисто туристическому бизнесу, но и повысить инвестиционную привлекательность региона.

На Могилевщине в 2013 году собираются провести сразу несколько семинаров-практикумов с участием белорусских и зарубежных экспертов. Мозговой штурм нужен, чтобы разработать непосредственно концепцию брендирования области в качестве «края живой воды». Очевидно, потребуются конкурс на создание логотипа бренда и сувенирной продукции нового турмаршрута и совет кластера, который будет заниматься менеджментом и продвижением турмаршрута на рынке.

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

МЕЖДУ ПРОЧИМ…

Все это, конечно, хорошо, интересно, перспективно, однако… Беспокоит немного то, что по-прежнему лишь две области в Беларуси сделали более-менее ощутимые шаги по созданию кластерных моделей организации турбизнеса для отдельных территорий. Чего ждем? Ведь во всем мире, особенно в странах с высокоразвитым «зеленым» туризмом, давно уже поняли: на одних природных красотах далеко не продвинешься. Нужно действовать в комплексе — поднимать материальную инфраструктуру параллельно с имиджевой разработкой, внедрением креативных идей…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter