«Мало казаком назваться. Важно им быть!..»

Мы решили узнать у наших собеседников их мнение о предстоящих политических событиях в стране — выборах Президента Беларуси и IV Всебелорусском народном собрании. Но вначале — речь о казачестве. О казачестве вообще и белорусском в частности, о существовании которого у нас в республике не каждый и знает.

И Николай УЛАХОВИЧ, и Елена АНАНИЧ приверженцы государственности, конституционного строя. Для них слово родина — будь то малая, то место, где родился, или большая и необъятная, что зовется страной — всегда свято и почитаемо в душе и сердце.

Мы решили узнать у наших собеседников их мнение о предстоящих политических событиях в стране — выборах Президента Беларуси и IV Всебелорусском народном собрании. Но вначале — речь о казачестве. О казачестве вообще и белорусском в частности, о существовании которого у нас в республике не каждый и знает.

Николай УЛАХОВИЧ родился на Витебщине, белорус. Верховный атаман Республиканского общественного объединения «Белорусское казачество». В прошлом военный, полковник. Звание казачьего генерала ему присвоено на казачьем круге объединения, которое он возглавляет. Генеральный директор РУП «Жилкоммунтехника».

«Белорусская нива»: — Казачество на Беларуси — это, простите, не миф? И вообще, что такое казачество?

УЛАХОВИЧ: — Не казачество на Беларуси, а Белорусское казачество — это принципиальная разница, которую, кстати, не хотят признавать те, кто называет себя истинными представителями казачества у нас в стране и в братской России. Там оно насчитывает 4,5 миллиона человек, в нашем объединении вместе с сочувствующими 1,5 тысячи казаков. Мы называем себя белорусскими казаками и никак не иначе. Почему? Потому что когда-то очень давно, примерно в 1754 году, как гласят некоторые источники, казаки проживали и на территории современной Беларуси. К примеру, казачьи пограничные посты стояли на южных рубежах нынешней Гомельской области. Мы — все те, кто называет себя белорусскими казаками — считаем себя наследниками тех казаков. В Беларуси нередко встречается и фамилия Казаков, это ниточка тянется еще с тех времен.

Недавно я был в Ростове-на-Дону, который принято считать столицей мирового казачества, принимал там участие в торжествах по случаю 440-летия существования казачества и 20-летия возрождения в его нынешнем виде. Там я держал себя на равных со всеми, представляя именно Белорусское казачество, у которого есть своя страна, своя Конституция, свои Президент, парламент, правительство. Мы — казаки идейные, мы государственники.

АНАНИЧ: — Моя девичья фамилия Веремеева, это одна из старинных казаческих фамилий. К казачеству у нас на Дону всегда относились с глубоким уважением, потому что казак всегда чувствует себя казаком, в какой бы ситуации и где бы он ни оказался. Казаки не любили советскую власть, они ее просто вынуждены были терпеть, потому что эта власть едва ли не навсегда погубила казачество. Ленин приказал «уничтожить казачество как класс». А Сталин довершил его начинание. Но, слава Богу, не уничтожили.

Репрессии на Дону затронули и мою семью. Мой дедушка по материнской линии Емельян Кириллович Амельченко провел в сталинских лагерях 10 лет. В 1956 году был реабилитирован, избирался депутатом местного Совета и пользовался уважением у сельчан.

Есть терские казаки, енисейские, кубанские... Донские среди них, в том числе и благодаря писателю Михаилу Шолохову, самые известные. Но столицей казачества считается все-таки город Новочеркасск.

В Беларуси тоже есть представители нашего казаческого сословия — я говорю о тех казаках, которые являются выходцами из России. Что же касается белорусского казачества,  то лично я вижу в нем  позитивные  начала. Конечно, назвать себя можно кем угодно  и  причислить к какой бы то ни было социальной группе. Хотя, наверное, важнее все-таки, чтобы ты на самом деле являлся тем, кем решил назваться. Казаком ведь надо родиться. Но если рассуждать логически, то, в конце концов, и в России казаки когда-то появились впервые.

«БН»: — Вам знакомо выражение «казацкая вольница»? Что оно означает?

У: — У казаков много разных выражений. Данное, полагаю, свидетельствует об их независимом характере, ведь казаков не так-то просто повести на поводу.

Елена АНАНИЧ потомственная казачка, родилась на Дону, в Ростовской области, русская. В Беларуси живет более 30 лет: студенткой вышла замуж за нашего земляка. Ни в каких партиях и объединениях никогда не состояла, утверждает, что принципиально. Заместитель директора Республиканского учреждения «Государственная хлебная инспекция».

А: — Прежде всего мне хотелось бы сказать о разговорной речи казаков, их фольклоре. Они необычайно богаты и разнообразны и вбирают в себя смесь нескольких языков. В том числе, кстати, и белорусского. К примеру, слово «гарище» означает у нас чердак, и такое же значение оно имеет в «беларускай мове».

Что же касается выражения «казацкая вольница», то это означает, что над казаком нельзя довлеть, нельзя понукать им. Казак — личность дисциплинированная и  законопослушная. Что порешили на казацком круге (собрание, по-нашему), то он обязательно выполнит. Как — это уже его дело. Но выполнит. Это своеобразная свобода в определенных рамках. Это примерно то же, что принято считать демократией в современном обществе. Демократия, но не вседозволенность.

«БН»: — Вы оба называете себя государственниками. Что это значит для казака?

У: — Государственник — это прямой приверженец государства. Наше общественное объединение за 15 лет своего существования служило исключительно интересам государства. Мы поддерживаем политику, проводимую Президентом страны, всегда были его единомышленниками, никогда не поступились своими принципами.

А: —  Я по своим убеждениям тоже государственник, иначе и быть не могло. По иному у нас на Дону не принято поступать. Живя в Беларуси,  нисколько не изменила своим убеждениям. Она для меня — вторая родина, где я обрела семью, друзей, где у меня родились дочь и внук, где я состоялась как специалист и руководитель. Я навсегда полюбила Беларусь, несмотря на ее чуточку суровый, по сравнению с нашим, климат. И белорусский язык я выучила без принуждения. Читаю на нем, могу разговаривать, очень нравятся белорусские писатели, особенно Владимир Короткевич. Мне интересно все белорусское, потому что это мое государство. И родные мои на Ростовщине воспринимают меня уже как белоруску. Я им много рассказываю  про нашу республику. Они искренне радуются ее достижениям в социально-экономическом развитии. Среди моих  земляков  очень   популярен наш Президент Александр Лукашенко. Мои земляки почитают его за то, что он не дал развалить страну после падения СССР, сохранил промышленность и сельское хозяйство, по существу — сберег Беларусь.

«БН»: — Впереди у нас выборы Президента Беларуси и IV Всебелорусское народное собрание. Каково ваше отношение к этим событиям?

У: — Самое непосредственное. Я лично вхожу в штаб общественных объединений и политических   партий  по выдвижению и поддержке нашего Президента Александра Лукашенко на предстоящих выборах главы государства. РОО «Белорусское казачество» однозначно за ныне действующего руководителя нашей республики. Мы своих симпатий не скрываем, и позиция остается такой же на протяжении всех 15 лет существования нашего объединения.

Всебелорусское народное собрание, конечно же, приветствуем. Эта форма диалога власти с народом у нас в стране уже опробована и ставить ее под сомнение нет смысла.

А: —  Я за то, чтобы на выборах Президента Беларуси  на равных состязались все претенденты, которые допущены к их участию на основе нашего законодательства. Кстати, об этом неоднократно говорил и действующий глава государства. Народ не слепой, он видит все хорошее и все плохое. И в зависимости от этого сумеет сделать свой правильный выбор.

В нужности и полезности такого мероприятия, как Всебелорусское народное собрание, полагаю, вряд ли стоит кого-нибудь убеждать. Это что-то наподобие казацкого  круга, на котором решаются все насущные проблемы. Раз в пять лет власти, думаю, необходимо поговорить с народом через его представителей. Хуже от этого не станет, а вот лучше — это уже точно...

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter