Благодаря Владимиру Глазу возрождена бывшая резиденция знатного рода в Щучине

Маленький Версаль спасли... коровы

В Щучине с дворцом Друцких-Любецких связано немало легенд, любовных и драматических историй. За двести с лишним лет здесь сложилось много счастливых судеб и столько же рухнуло надежд. И воплотилась мечта, связанная с возрождением архитектурной жемчужины. Сегодня в историческом здании все так же ярко светятся окна высотою в два человеческих роста, слышны звуки вальсов, полонезов и мазурок на юношеских балах. Здесь Дворец творчества детей и молодежи.


Кроме романтических страниц, в родословной князей есть сугубо прозаические, но жизненно важные: владельцы щучинской усадьбы закладывали азы современного воспроизводства животных. Так прошлое самым тесным образом переплетается с настоящим и постепенно открывает свои тайны.

После тяжелой контузии Ф. К. Друцкий-Любецкий вышел в отставку, жил в имении Черлена Гродненской губернии, в Щучине навещал свою сестру Терезу, вышедшую замуж за Юзефа Сципио дель Кампо, прежнего владельца усадьбы, а после смерти ее мужа помогал управлять имением. В 1807 году Франтишек Ксаверий женился на дочери сестры, своей племяннице Марии Сципио дель Кампо (о чем испрашивал специальное разрешение у Папы Пия Пятого), переехал в Щучин, приумножив свои владения.

Сохранение богатства династии, пожалуй, самая вероятная причина женитьбы на родственнице. Но, несмотря на кровосмесительный брак, у четы рождались здоровые дети. Преподаватель Дворца творчества детей и молодежи Тереза Белячиц вдохновилась историей княжеского рода, в частности Франтишка Ксаверия и его жены, и написала пьесу «Не у всякого жена Мария, кому Бог даст». Ее ставят кружковцы театральной студии «Этюд», а дети из студии моды пошили для них костюмы по эскизам того времени.


Дворец двух эпох

При Ф. К. Друцком-Любецком в Щучине развернулось большое строительство, однако новый дворец начал возводить его внук Владислав. У строения много общего в композиционном решении с дворцом Малый Трианон — частной резиденцией французских королей, расположенной на территории Версаля.

В Щучине свою достопримечательность по сей день называют маленьким Версалем. Последний владелец дворца Ян, сын Владислава, продолживший строительство, покидая родовое поместье в 1939-м, вывез оттуда все ценное имущество. Умер Ян в 1990-м в Нью-Йорке, не оставив потомков, и, казалось, эта ветвь Друцких-Любецких оборвалась. Но уже в наше время нашлись наследники.


В военное и послевоенное время всем было не до краеведческих изысканий. Во дворце размещался гарнизонный Дом офицеров летной части. Пристройка советского периода — актовый зал — тоже несет дух своей эпохи, подмечает Татьяна Трахимчик, заместитель директора Щучинского дворца творчества детей и молодежи, разместившегося в историческом здании после реконструкции-реставрации:

— Сегодня можно сравнить, как выглядела классика, переходящая в барокко, и советский ампир. Восстановление здания длилось 15 лет. Основной этап выпал на 2014—2015  годы. За счет средств республиканского бюджета и частично местного архитектурный памятник конца XIX века засиял во всей прежней красе. Торжественно открыт 6 сентября 2015 года, на День белорусской письменности, который проходил в нашем городе. Исторические элементы, отвечающие эпохе, когда здесь проживал княжеский род, сохранились на первом этаже. Второй этаж имеет современный вид, там учебные кабинеты. В парадном зале можно увидеть оригинальные элементы из маренного дуба. С 2017 года создана музейная комната Друцких-Любецких, а с 2019-го открылся Музей истории Щучинщины, представленный тремя залами: «Салон князей Друцких-Любецких», «Щучин в контексте мировой истории», «Щучин — город авиаторов».

Татьяна Трахимчик может подробно воспроизвести тот дух эпохи — проводит экскурсии по дворцу. В салонах стояли два фортепиано берлинской фабрики Бехштейна, пианола и коллекция французского фарфора, на стенах висела небольшая коллекция живописи. Мебель — самая модная в то время: фотели (большие мягкие кресла), обтянутые кожей, такие же канапе (диваны). В комнатах светлых тонов висели венецианские люстры. Шляхетские традиции убранства дворца сочетались с техническими новинками. В 1908 году частная телефонная линия соединяла дворцы Друцких-Любецких в Щучине и в Станиславово под Гродно. 

Сейчас на стенах висят копии портретов, куплено пианино-прототип немецкой фабрики. Понятно, что оригинальных вещей нет, но работники не теряют надежды что-то отыскать. Ведь когда-то мало кто надеялся и на возрождение этой жемчужины.

Еще одна династия

Счастливой судьбы у памятника архитектуры могло и не случиться, если бы за него не сражался еще один неравнодушный человек — житель Щучина Владимир Иванович Глаз. Это его письмо, отправленное в 2000 году, с тревогой за состояние материального наследия сохранилось в архивах издательского дома «Беларусь сегодня». Мы разыскали в Щучине его сына.

— Спасибо, что не забываете о нашем отце, — сразу отозвался на мой звонок Сергей Владимирович. — Наверное, мне надо больше о нем рассказывать. Думаю, в местном музее он заслужил отдельного стенда. Куда он только не писал с призывами спасти дворец! Даже к Папе Римскому обращался. Создал инициативную группу по сбору средств, необходимых для того, чтобы накрыть здание. Он тогда был помощником депутата, поэтому в райисполкоме шли ему навстречу. Деньги перечисляли как частные лица, так и предприятия. Необходимую сумму насобирали, и крыша спасла стены от дальнейшего разрушения. Очень помог председатель Гродненского облисполкома (на тот момент Владимир Савченко), который готов был принимать отца в любое время без предупреждения. Тот руководителю возил специально подготовленный альбом с фотографиями дворца. Без финансирования областью, пожалуй, проект реконструкции и не появился бы.

Эльжбета Друцкая-Любецкая (справа) в салоне щучинского музея.

Но откуда такое неравнодушие к разрушающемуся старинному зданию? Как оказалось, эта история тоже об отце и сыне, о любви и преданном служении — людям и профессии.

— Дедушка Ян, папин отец, служил в польской армии начальником ветеринарной службы дивизии, — продолжает Сергей Владимирович. — А потом встретил бабушку Любу и с армией распрощался. В 1914 году по приглашению Марии, жены Владислава, пошел работать на княжескую ферму ветеринаром. Когда вылечил породистого быка, привезенного из Англии, получил право есть за княжеским столом. В то время в имении содержались коровы, которые давали по 50—60 литров молока каждая. Им даже специальные навымянники шили, чтобы поддерживать вымя, их стирали и крахмалили. Хозяин был человеком дальновидным, понимал, что у коров генетика прекрасная. И он отправил Яна Францевича в Санкт-Петербург учиться искусственному осеменению. Дед начал этим заниматься еще в 1932 году, в то время как в стране искусственное осеменение стали использовать только в 1962-м. Много лет работал в колхозе «1 Мая». Умер дед Ян в 1971 году. Помню, где стоял его дом — напротив первой школы, что был он очень работящим и порядочным человеком. Его профессию выбрал и наш отец, окончивший ветеринарный техникум, а находился он тогда в Щучине. После учебы организовал в экспериментальной базе «Руткевичи» пункт искусственного осеменения крупного рогатого скота, который был первым в республике, стоял у истоков Щучинского госплемпредприятия. Но потом, окончив машиностроительный техникум, сменил сферу деятельности. На пенсию уходил инспектором по охране труда: инспектировал все 49 предприятий Советского Союза. Второй его сын, мой брат Александр Глаз, доктор ветеринарных наук, работал на факультете ветеринарной медицины ГГАУ. К сожалению, в прошлом году ушел из жизни. Сейчас лекции по ветеринарии в Гродненском аграрном университете читает его сын Александр Александрович Глаз.

Владимир Иванович от отца знал о добром отношении вельможи к работникам, о том, какой вклад Друцкие-Любецкие внесли в развитие Щучина, Гродненской губернии. Оставить их наследие, чтобы сохранить память о княжеском роде, стало для него делом чести.

Два года назад в Щучине побывала внучка одного из братьев князя Владислава, того самого, который начал строить щучинский Версаль. Среди детей брата был сын Франтишек, а у него пять сыновей и дочерей. Одна из них — Эльжбета. Знатная гостья осталась очень довольна нынешним видом родового гнезда. Теперь вместе с дочерью ищут артефакты, связанные с именитыми предками.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter