О балерине Яне Штангей

Маленький лебедь, который стал королевой

Плисецкая любит повторять, что «Лебединое озеро» — это лакмусовая бумажка для любой балерины
«Яна, ты же знаешь про «Лебединое озеро»?» – в один прекрасный день неожиданно спросила заведующая балетной труппой Татьяна Шеметовец.



«А что я должна знать?» — стала теряться в догадках Штангей. Все ее мысли тогда были заняты новой партией в «Спящей красавице». Ну, вообще-то про балет Чайковского она знала все: прошла через кордебалет, потом танцевала сольные партии лебедей.

«Через месяц у тебя Одетта-Одиллия», — не верила своим ушам Яна. Двойной шок: мало того что главная роль в постановке, так ее еще надо подготовить за месяц! То время молодая балерина помнит плохо, готовилась, как в тумане. Вечером нашла видео «Лебединого озера», включила — и сразу слезы на глазах: поняла, что не готова к этой роли не только морально, но и физически. 

Она не стала отказываться от шанса, о котором мечтают практически все балерины, но получают только избранные. Работать, стараться и еще раз стараться – приблизительно таков девиз Яны. И она пахала в балетном классе изо дня в день. Премьера тоже прошла, как в тумане. Говорит, тряслась так, как ни на одном, даже самом ответственном конкурсе.

А конкурсов в жизни молодой танцовщицы было немало. Первый серьезный – в Варне. Шесть классических вариаций и два современных танца – такая нагрузка ложилась на каждого участника. Добавим сюда тридцатиградусную жару и открытую сцену. Яна, чуть не падая в обморок, выступила достойно, стала дипломантом. 

Вообще, конкурсы она любит. Говорит, они полезны и для тех, кто высоко задирает голову, подчас опуская их на землю, и для тех, кто сомневается в своих способностях, демонстрируя их истинный уровень. Хорошей школой для Штангей стало танцевальное «Евровидение-2013». Свою Эсмеральду она подготовила на десять баллов. А вот с современной интерпретацией было сложнее. Яна к тому времени уже стопроцентно утвердилась в выборе в пользу классики, поэтому несколько лет вообще не занималась contemporary. Но это было условием участия, и девушка согласилась на эксперименты. Боль в мышцах, синяки на ногах – вот их итоги. Результат пусть и не блестящий, но достойный. Яна Штангей останется в истории как первая представительница Беларуси на танцевальном «Евровидении». 

Хотя она совсем не белоруска. Родилась в Харькове, там же в четыре года пошла в хореографическую школу. Мама повела ее за компанию с подругой, которая мечтала о том, чтобы ее дочка стала балериной. Но когда девочке исполнилось десять, родительница Штангей решила, что изнурительные ежедневные батман тандю ребенку ни к чему. После начальной школы она хотела, чтобы дочка занялась исключительно общеобразовательной программой, но свое веское слово тогда сказал папа: «Яна продолжит заниматься балетом!» 

А через пять лет они уже на семейном совете решали дальнейшую судьбу дочери. Девять классов окончены, в балетной школе тоже выпускной. Наиболее вероятным вариантом было продолжение учебы в Киевском хореографическом училище. Но Янин педагог Татьяна Черкасова предложила попробовать поступить в Минск, дескать, там школа посильнее. 

Сегодня девушка с улыбкой на устах вспоминает попытки покорить белорусскую столицу:

— Чтобы стать учащейся колледжа, мне пришлось трижды показываться минским педагогам. Помню, накануне первой поездки в Минск, гуляя по Харькову, сбила себе на ноге палец. Он так опух, что пуанты не могла надеть. В больнице надо мной поколдовали, но это не помогло. То есть мой первый просмотр оказался неудачным, нам предложили через несколько недель приехать на общий экзамен. Мы так и сделали, я порепетировала, была отлично готова, а вечером перед экзаменом чем-то отравилась. Второй просмотр вообще не состоялся. На счастье, для тех, кто претендует на платное отделение, через несколько дней был еще один шанс. Его-то я уже не упустила.

Буквально через полгода Беларусь и ее главный театр стали для Яны родными. Благодаря студенческому билету, который давал возможность бесплатно посещать спектакли, она постоянно бегала в Большой. «Щелкунчик», «Сильфида», «Лебединое озеро»… Она мечтала выйти хотя бы в кордебалете. Поэтому на третьем курсе с удовольствием согласилась на стажировку.

Сегодня она уже солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, исполняет партии Одетты и Одиллии. 

Плисецкая любит повторять, что «Лебединое озеро» — это лакмусовая бумажка для любой балерины, там никуда не спрячешься, все как на ладони: и техника, и драматический артистизм. Про большой успех Яны Штангей говорить пока рано. Плисецкая тридцать лет танцевала этот балет, белорусская исполнительница — только пару раз. Но нет сомнения, что это интересное новое имя на белорусской сцене. 

А может, и не только на белорусской…

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter