Маленькие золушки большого балета

Национальный академический Большой театр оперы и балета готовится к премьере...

Национальный академический Большой театр оперы и балета готовится к премьере: 5 декабря на сцене театра — балет Сергея Прокофьева «Золушка» (Фото балета) в постановке российского режиссера Юрия Пузакова. Минская публика его помнит по спектаклю «Любовь под вязами».


О достоинствах и недочетах, нюансах режиссуры и хореографии нынешнего переложения бессмертной сказки Шарля Перро на язык танца наверняка убедительно напишут критики, мы же, заглянув за кулисы балетной сказки, обнаружили там непричесанную житейскую быль...


Все помнят, в 2006 году театр закрылся на реконструкцию. Оперные постановки переехали в Центральный Дом офицеров, балетные — во Дворец Республики. В 2009 году произошло счастливое возвращение и воссоединение трупп. Однако, как выяснилось, вернуться в обновленное здание удалось не всем службам театра. Пожалуй, одной из главных — УП «Театральные мастерские», которое шесть десятилетий занималось пошивом сценических костюмов (в числе клиентов мастерской — Государственный ансамбль танца, ансамбль «Хорошки», «Песняры» и другие коллективы), в новом здании места не нашлось. Хотя сама площадь театра увеличилась с 25.000 кв. м до почти 37.000. Теперь мастерские работают там, куда переехали на время реконструкции: на улице Кабушкина, 64, через несколько троллейбусных остановок после станции метро «Автозаводская», то есть на противоположном конце города...


Зайдя в цех, застаем работниц за легким перекусом. Времени на полноценный обед попросту нет: искусство не ждет. Бутерброды, зеленый перец с солью, вареные яйца, масло, черный чай... Как далек этот бесхитростный натюрморт от блеска театральных софитов и пышных вечерних нарядов гранд–дам. Подумалось: вот они — самые настоящие Золушки белорусского балета, которые всегда находятся в тени, но тоже имеют право на часть аплодисментов. Ведь овации после премьеры — это оценка и их кропотливого труда.


— Раньше, когда мы находились в театре, в любой перерыв к нам могла зайти балерина, что–то подправить, подшить, померить, — знакомит нас с историей проблемы директор УП «Театральные мастерские» Светлана Танькова. — Сейчас артистам, пока они до нас доберутся, надо тратить на примерку 2 — 3 часа. Поэтому сам процесс подготовки костюмов к «Золушке» очень затянулся. Тем не менее мы все сделаем в срок и еще ни одна премьера не была сорвана из–за нас.


— Светлана Викторовна, сразу бросается в глаза — костюмы довольно разнообразны по национальным стилям.


— Да, мы знаем, что это будет не совсем обычная «Золушка»... Там придуман некий режиссерский ход. Мы не знаем, что получится в итоге на сцене, но работали, как всегда, с увлечением, — Танькова показывает один из великолепных нарядов. — Театральный костюм состоит из мелочей. И все эти мелочи делаются вручную. Отделка — это основное, от нее зависит, заиграет костюм на сцене или нет. Никакой машиной его не сделаешь.


-Когда–то мы обшивали всю республику, — вступает в разговор работница мастерской Лариса Мельник, проработавшая директором УП «Театральные мастерские» 45 лет и передавшая руководство предприятием Светлане Викторовне лишь 3 года назад. — Шили костюмы для Кишинева, Красноярска, Воркуты. Таких мастеров, как у нас, больше нет. Это золотой фонд Беларуси. Главный художник Михайловского театра Санкт–Петербурга Вячеслав Окунев, с которым мы проработали 20 лет, после того как распался Советский Союз и все подобные мастерские превратились в коммерческое производство, как–то сказал мне: «Какое счастье, что вы, Лариса Филимоновна, сохранили ваше производство и не дали ему распасться!»


Как я понимаю сегодняшнюю ситуацию, пока ничего не делается для ее разрешения. Внешне мы видим результаты реконструкции: мрамор, позолоту, всю эту красоту, а сами условия работы для актеров ухудшились. Теперь они должны ездить из одного конца города в другой на примерки. Да еще в таком холоде, как у нас. А потом они звонят и говорят: «Я не приеду на примерку, я заболела». Ничего странного. Раньше исполнитель мог прибежать к нам наверх перед самым спектаклем: «Девочки, мне кажется, здесь надо что–то поправить». Мы поправляли, говорили приятные слова: «Ты — красавица!» И балерина летела по коридору уже в образе! Актера надо беречь. Чтобы он не тратил время на лишнее, чтобы думал только о своей роли, чтобы больше времени было на репетиции. «Не понимаю, как не найти для нас 700 кв. м среди почти 37.000?» — искренне удивляется Лариса Филимоновна.


...Нынешняя «Золушка» — праздник для эстетов и балетоманов. Но только не для тружениц мастерской: как оказалось, в отличие от героини сказки Шарля Перро они на этот «бал» не попадают.


— Обидно, что мы не можем посмотреть результат своего труда на сцене, — рассказывает старейший работник мастерской художник цеха росписи Тамара Пивоварова. — Впервые на моей памяти нас не приглашают на премьеру и не дают пригласительные билеты. Мол, сидите, работайте. И так хороши будете...


Ведущий мастер сцены, одна из исполнительниц партии Золушки Ирина Еромкина, как настоящий профессионал умеет работать в любых условиях и на свою артистическую судьбу жаловаться не привыкла.


-Конечно, когда мастерские были рядом, это облегчало работу, — говорит Еромкина. — Хотя даже тогда порой не хватало времени, чтобы забежать на примерку. Сейчас надо ездить далеко. У меня, например, есть машина, и мне проще. Но многие ездят общественным транспортом, и это занимает у них много времени. Не знаю, по каким причинам так получилось, что наши мастерские оказались так далеко. Хотелось, чтобы они вернулись на прежнее место. «Бахчисарайский фонтан», восстановленные «Лебединое озеро», «Щелкунчик» мы выпускали в таких условиях. Но если так получается и я ничего изменить не могу, зачем делать из этого проблему? Как человек творческий я привыкла адаптироваться к любой ситуации.


— Вы поднимали этот вопрос перед руководством театра?


— Наше руководство в курсе проблемы. Но может ли оно что–то сделать — надо спросить у них. Я знаю, что в театре расширился штат сотрудников, видимо, появились новые помещения, склады...


— Ирина, премьера «Золушки» запланирована на 5 декабря, костюмы поступят к вам только 1–го числа. Пять дней достаточно для того, чтобы привыкнуть к ним?


— Мы же профессионалы и поэтому должны справляться с любыми условиями.


— Мастерские вряд ли вернутся в наше помещение, — не уходя от прямых вопросов, признается заместитель директора театра Валерий Гедройц. — Все–таки УП «Театральные мастерские» — это не наше подразделение, это совершенно самостоятельная единица. Мы работаем с ними просто как с партнерами. Кроме нас, у них очень много коллективов, но объемы наших заказов, видимо, самые большие. Эта проблема нас, конечно же, волнует. В том помещении очень холодно зимой, и нам жаль артистов, которые вынуждены каждый раз ехать через весь город на примерку. Нам бы хотелось, чтобы они располагались ближе, и надежда на это у нас остается, но конкретно наш театр, к сожалению, оказать мастерским в данной ситуации помощь не может.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter