Маленькие секреты за большие деньги

ФСБ России: за некоторыми «неправительственными организациями» маячат спецслужбы
ФСБ России: за некоторыми «неправительственными организациями» маячат спецслужбы

Тайники, законспирированные под камни, агент, завербованный в командировке, — как и 50 лет назад, орудия шпионского труда не меняются. Ну разве что камень в нынешнем веке уже не просто тайник, а еще и электронный передатчик, и четыре дипломата–шпиона финансируют не отдельных лиц, а целые неправительственные организации — эфир канала «Россия» и российско–британские отношения взорвал скандальный репортаж об операции ФСБ, выявившей в посольстве Великобритании шпионов. МИД туманного Альбиона удивлен и опровергает «неподобающие действия» в отношениях с неправительственными организациями.

По большому счету, такие скандалы обычно всего лишь напоминание нам, обывателям, о рутинной и невидимой работе разведок, иллюстрация прокола одной спецслужбы и удачной работы другой. Утихают эти «шпионские бури», как правило, быстро — на то в посольствах есть «расстрельная» должность советника по политическим вопросам, неофициально считающегося представителем иностранной разведки в стране, который вместе с фигурантами скандала эту самую страну пребывания скоренько покидает. В ответ по всем канонам дипломатии в родной стране «шпионов» МИД «просит на выход» нескольких дипломатов из диппредставительства соответствующего государства. На этом обычно залпы умолкают — и все возвращается на круги своя, а рыцари плаща и кинжала продолжают свою работу.

Несомненно, что нынешний скандал с британскими шпионами в России — балл в зачет российским контрразведчикам. Однако несомненно и другое: обнародование сейчас прошлогодней операции ФСБ не просто рядовой кадр из рутинной эпопеи под названием «шпионы у нас», но и своевременный акцент со стороны российского руководства на проблеме неправительственных организаций. Помнится, при недавнем принятии в России скандального закона, регулирующего деятельность неправительственных организаций, спикер Совета Федерации Сергей Миронов возражал особо яростным критикам закона: государство вправе знать, откуда и для каких компаний в страну приходят деньги. А чек для Московской Хельсинкской группы, подписанный британским дипломатом, запечатленным оперативной съемкой ФСБ возле «шпионского камня», надо думать, дает неутешительный ответ на этот вопрос.

Впрочем, слава у неправительственных организаций на просторах всего СНГ и так нехорошая: частенько за безобидными обществами вроде ассоциации защиты бурундучков проглядывают ушки вовсе не этих безобидных животных, а, как видим, зарубежных спецслужб. И это уже не «гуманитарная миссия», а – уголовщина! А потому российское желание иметь над такими структурами какой–то контроль «тисками» и «удушением» гражданского общества не выглядят. На здоровье российского гражданского общества явно наговаривают недоброжелатели — вот только что начала работу Общественная палата, где критиков и противовесов хоть отбавляй, да, кстати, и сам закон о неправительственных организациях был под давлением общественности существенно смягчен. Ведь таким организациям не запрещают работать, а всего лишь настоятельно просят играть по правилам. Точно так же, как в России, к этому относятся и в Англии, и в Беларуси. Везде, где государство занимается тем, чем и должно заниматься, – заботой о безопасности своей страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter