Маленькие хитрости

Как не потерять себя в большом магазине?

О том, как нас вводят в заблуждение в больших магазинах


Казалось бы, огромное количество товара и самообслуживание – явный плюс супермаркета. Никто не мешает сосредоточиться, не дает советов и не влияет на выбор. Увы, это миф.


Недавно на сайте Министерства торговли появился любопытный документ: «Разъяснение по платной выкладке товаров». В нем со ссылками на нормы законодательства говорится, что «продавать полки» в магазинах производителям тех или иных товаров и продуктов нельзя, поскольку это – нарушение прав потребителя.


Не новость, что именно в супермаркете совершается больше всего так называемых немотивированных покупок – приобретений, которые покупатель вовсе не собирался делать. Например, стеллажи у касс – мелочевка, которой они напичканы, так и просится в корзину. Но, думаю, не многие знают, что порой право выложить свой товар на самом видном месте поставщик... покупает. В результате нам с вами чуть не на коленках приходится ползать в поисках, скажем, баночки белорусского зеленого горошка или шоколадки, а то, что хотят побыстрее реализовать, бросается в глаза: тут и рекламные акции, и плакаты со скидками. Не поддавайтесь, все это известные маркетинговые трюки. Навязывать товар категорически запрещено. Если что – можете пожаловаться в органы управления торговли.


Еще один довольно распространенный момент (то ли уловка, то ли неаккуратность персонала торгового зала?) – путаница в ценниках. На полках лежит огромное количество товаров, а рядом – большое число различных ценников. На ценнике обязательно указаны точное название, артикул и цена. Разобраться, что почем, внимательный покупатель сможет, сопоставив одно с другим.


Но когда вы подъезжаете к кассе и в тележке – гора всякой всячины, очень сложно вспомнить, что сколько стоит. Однако если общая сумма ваших покупок оказывается существенно выше, чем та, на которую вы рассчитывали, не поленитесь проверить чек. Стоимость товара на ценнике и в кассовом документе может не совпадать. Такое явление – не редкость. Дирекция супермаркетов объясняет эти неприятные факты тем, что продукции слишком много и персонал не успевает после переоценки поменять все ценники. «Это грубое нарушение правил торговли и закона о защите прав потребителей. Иногда ценников и вовсе нет или в них указана неполная информация, – утверждает Ирина Астафьева, председатель Минского общества потребителей. – На мой взгляд, в данном случае есть повод подать жалобу в администрацию района и даже иск в суд. Главное – грамотно и документально оформить факт. Но в большинстве своем покупатели просто отказываются от приобретения изделия или берут его по предлагаемой цене».


Как правило, выбирая товар, мы обращаем внимание на срок годности. Тем не менее беда современной торговли – продажа изделий с истекшим (истекающим) сроком реализации. «Подгулявшие» продукты обычно выставляют в наиболее доступных местах (на полках, расположенных на уровне глаз) или вперемешку со свежими. Вас должны насторожить затертые и поврежденные надписи. Если покупаете продукты в вакуумной упаковке, обратите внимание на реквизиты: когда и кем расфасовано, есть ли информация о дате изготовления изделия. Могут запаять в полиэтилен товар не первой свежести.


Манипуляции с весом известны еще со времен советской торговли, только сейчас они приобрели весьма технологичный формат. Например, метод моментальной заморозки специально политой водой рыбы и морепродуктов. В результате образуется слой ледяной корки и покупатели часть денег (иногда до 30 процентов) отдают за обычную воду. Некоторые продукты (прежде всего фрукты и овощи) при хранении теряют вес, поэтому такой товар в супермаркетах часто фасуют сразу же при получении. Но если с момента упаковки прошло несколько дней, масса продукта изменится, он, образно говоря, «усохнет». Еще одна уловка торговцев – пересортица. Вперемешку с дорогими мандаринами или грибами выкладывают те, что подешевле.


Так что будьте бдительны, а еще лучше предупредите других, позвонив на «горячую линию» Минторга, в санстанцию, в администрацию района, где расположен магазин. Манипуляции со сроками годности – грубейшее нарушение, за которое у магазина могут даже действие лицензии приостановить!


Стоит запомнить


Если покупатель случайно повредил товар, который был размещен с нарушением правил выкладки, то оплачивать ущерб он не должен. До момента оплаты изделия, выставленные на стеллажах и полках, являются собственностью продавца. И риск их «случайной гибели» – проблема собственника. Есть такая норма в Гражданском кодексе. Но платить за испорченный по вашей вине товар все же придется.


Кому вход запрещен


Очень часто на двери супермаркета можно встретить значки или таблички, сообщающие о том, что в магазин запрещен вход с собаками, с мороженым, колясками, на роликах и др. По словам Ирины Астафьевой, в законодательстве и СанПиНах такого запрета нет. Однако можно рассуждать так: супермаркет – коммерческая организация, действующая на конкурентном рынке, которая может устанавливать определенные правила для своего предприятия, в том числе и по отношению к покупателям. Мы же предоставляем такое право предпринимателям, действующим в других сферах услуг: например, соглашаемся платить за багаж, провозимый в транспорте сверх нормы, установленной транспортной компанией.


Наверное, магазин может устанавливать любые ограничения, если эти ограничения приняты в интересах обеспечения безопасности покупателей. Вряд ли кто–то будет возражать против запрета входить в торговый зал с мороженым, так как мороженое может начать таять, испачкать пол, товары или одежду других покупателей. К тому же подобный запрет не лишает потенциального покупателя возможности зайти в магазин и сделать покупку. Надо лишь доесть мороженое за пределами торгового зала.


Другое дело – покупатели с детскими колясками или покупатели, передвигающиеся на колясках (инвалиды). Запретив им вход в магазин, администрация фактически лишает их права на покупку. А ведь по закону договор купли–продажи является публичным, то есть магазин обязан продать товар любому человеку, который согласен приобрести его за предложенную цену.


Устанавливая запрет, преодолеть который покупатель не может (инвалид без коляски не передвигается, а мать не оставит ребенка без присмотра), супермаркет фактически отказывает ему в праве на покупку, что недопустимо, даже если такое правило магазин оправдывает интересами безопасности других покупателей. Например, ссылаясь на недостаток торговых площадей.


Чтобы не нарушать права потребителей в подобных ситуациях, магазин обязан обеспечить покупателю возможность сделать покупку, например, попросить у инвалида список необходимых продуктов и принести их к месту платежа или назначить сотрудника, который будет отвечать за сохранность коляски с ребенком, пока мама делает покупки в магазине.


С сумками не расставайтесь


Супермаркет может требовать, чтобы покупатель оставил сумки за пределами торгового зала только в том случае, когда магазин не только принимает вещи на хранение, но и несет ответственность за их сохранность. Если вам предлагается оставить вещи в ячейках, знайте, что НИКАКОЙ ответственности за сохранность содержимого ячеек магазин не несет! Вы оставляете вещи на свой страх и риск, и если их украдут, рассчитывать на то, что магазин будет возмещать причиненный ущерб, не приходится.


А посему можете смело заходить в магазин со всеми своими сумками и рюкзаками. Правда, готовьтесь к тому, что все время пребывания в торговом зале за вами неотступно будет ходить охранник или вашу сумку «опечатают».


Если в вашей авоське есть продукты, аналогичные тем, которые можно купить в данном супермаркете, стоит предупредить об этом менеджера. Иначе при выходе из магазина у вас могут потребовать доказательства того, что продукты приобретены в другом месте. В большинстве крупных магазинов собственные сумки и пакеты покупателей «заваривают» в прозрачную пленку, чтобы исключить неприятные инциденты. Это вполне корректно.


Обыскивать покупателя (сумки покупателя) ни охрана магазина, ни его администрация не имеют права! Если у охраны возникли сомнения в добросовестности покупателя (есть подозрения, что тот что–либо украл), то для проведения любых процессуальных действий (досмотр, обыск и т.п.) должны быть вызваны представители органов внутренних дел, которые наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter