От Марины Лобач до Анастасии Салос: белорусская художественная гимнастика как мировой бренд

Маленькие феи больших побед

Традиционным международным турниром на призы олимпийской чемпионки Марины Лобач в минувшие выходные завершился сезон в художественной гимнастике. Он получился не таким насыщенным на эмоции, как предыдущий, вместивший в себя и пандемию, и Олимпиаду, и чемпионат мира, а сложным и неоднозначным. Белорусских и российских гимнасток отстранили от соревнований под эгидой FIG, однако это не помешало нашим грациям проявить себя во всей красе как на внутренней, так и на международной арене. Мастерством и драгоценными камнями на купальниках блистали наши новые звездочки — Алина Горносько и Анастасия Салос. Первая отменно провела стартовую часть года, вторая выше всяких похвал проявила себя на финише. Неожиданно для многих Салос сумела обойти более опытную и маститую подругу и стать победительницей в многоборье открытого чемпионата Беларуси и выиграть турнир на призы Марины Лобач. Вне всяких сомнений, обе девушки сегодня — главные законодатели моды в мировой художественной гимнастике и достойные продолжатели чемпионских традиций своих именитых предшественниц, покорявших олимпийские пьедесталы. Вспомним о каждой.

Марина Лобач. Сеул-1988. Золото

Булавы для своей 7-летней дочки Марины, которая увлеклась художественной гимнастикой, слесарь-станочник Викентий Лобач изготавливал сам, методом проб и ошибок. Первые получались неказистые и довольно тяжелые, из рук малышки они постоянно выскальзывали, высоко их было не подбросить (тяжело, да и угроза удара по голове не сулила ничего хорошего). А бывало, сорвавшись, булава летела прямо в зеркало и крошила его в мелкий винегрет. Но со временем дело пошло: булавы стали аккуратнее, а главное, легче. Девочка научилась управляться с ними удивительно ловко и совершенно перестала бояться этих коварных предметов, надолго сумев свести с ними большую дружбу.

Кто знает, возможно, в 1988 году на Олимпиаде в Сеуле именно суровый детский опыт помог Марине Лобач победить. Ее главные соперницы, подруга по команде Александра Тимошенко и болгарская прима Адриана Дунавска, с волнением не справились и предметы уронили, лишившись столь важных в борьбе за первое место очков. А Марина выполнила все идеально, получив от судей высокие оценки. Она вообще на том турнире не ошиблась ни разу, и это было, наверное, одно из лучших выступлений в истории мировой художественной гимнастики, вмиг переведя обычную девушку из провинциальных Смолевичей в разряд легенд и великих чемпионок.

А ведь все для Марины Лобач могло закончиться, не успев начаться. Тренер, которая привела ее в зал, ушла в декретный отпуск, и заниматься с девочками стало некому. Помогла сама судьба, направившая в Смолевичи на практику начинающего молодого тренера.

Ее звали Ирина Лепарская, и сегодня вы все ее прекрасно знаете — она мама всей белорусской художественной гимнастики.

Таких условий, которые имеют гимнастки сегодня, в те времена не было и близко. Занималась Марина Лобач то в зале института физкультуры, то в мединституте. Но тренировалась самоотверженно и на трудности внимания не обращала. А вскоре пришли и результаты: в 15 лет Марина уже завоевала серебро чемпионата мира в упражнении со скакалкой и была в полушаге от пьедестала почета в абсолютном первенстве. А в 1986-м, когда ей исполнилось 16, имя Лобач с уважением произносили все специалисты, видя в этой девочке неординарные способности и талант.

В одной из газет в 1986-м Марине дали такую характеристику: «Тихоня и скромница, милая девочка с огромными серыми глазами и чистым открытым лбом. В отличие от сверстниц равнодушна к супермодным одеяниям, не отличница, но учится добросовестно и старательно. Больше других предметов дружит с историей. С удовольствием смотрит балет, фигурное катание, синхронное плавание, спортивную гимнастику». Она не распылялась на мелочи и видела цель, к которой шла. Сеул-1988 стал ее звездным часом. В 18 лет Марина Лобач взошла на олимпийский пьедестал, став сильнейшей гимнасткой мира. А через год завершила карьеру.

Свой след в художественной гимнастике она оставила навсегда. Но продолжает упорно трудиться на благо родного спорта и страны. Турнир на ее призы стал традиционным и помог раскрыть себя многим талантам. К тому же Марина Викентьевна сегодня преуспевающий опытный тренер, чья ученица Алина Горносько является лидером сборной Беларуси и одной из ярчайших гимнасток планеты.

Юлия Раскина. Сидней-2000. Серебро

Именно с нее началась славная история наших олимпийских побед суверенного времени. Игры в Сиднее стали для Юлии Раскиной моментом истины: она сумела занять второе место, опередив саму Алину Кабаеву.

Папа — тренер по легкой атлетике, мама — двукратная чемпионка СССР по художественной гимнастике. Все детство Юли прошло на гимнастическом ковре, поэтому неудивительно, что Раскина вышла в примы. Гибкая, дисциплинированная и трудолюбивая, с хорошим чувством музыки, она всегда на равных конкурировала с российскими оппонентками и очень сильными тогда представительницами украинской школы, ведомой Ириной Дерюгиной. Лишь самой малости ей не хватило, чтобы опередить в Сиднее Юлию Барсукову и сенсационно взять золото, повторив триумф Марины Лобач. Впрочем, при той сумасшедшей конкуренции любое попадание на пьедестал можно считать большой победой.

После окончания карьеры Раскина ездила на показательные выступления, работала тренером в Италии, Японии и Франции. Пока однажды не решилась уехать в Канаду в знаменитый «Цирк солнца», став первой представительницей художественной гимнастики в этом легендарном проекте. Несколько лет она работала там по 10 шоу в неделю, каждое из которых длилось по два с половиной часа. Затем вернулась и с успехом продолжила карьеру артистки в Белгосцирке, где ее номер с обручем на полотнах имел большой успех у публики.

Тем не менее долго жить без любимой гимнастики Юлия Раскина не смогла и вернулась в привычную колею. Правда, тренером стала не в Беларуси, а за рубежом, благо ее мама имела богатую практику работы во многих странах мира. Раскина выбрала для себя Германию и на последнем первенстве планеты она выводила на ковер 15-летнюю Дарью Варфоломеев. Эта уроженка России на ЧМ-2022 принесла Германии аж четыре медали: 15-летняя гимнастка стала второй в многоборье, а также взяла золото в упражнениях с булавами, серебро — с мячом и бронзу — с обручем. Можно, конечно, говорить об успехе и в воздух чепчики бросать, но логичнее вспомнить, что в турнире не приняли участия сильнейшие российские и белорусские грации, которых на чемпионат просто не пустили.

Инна Жукова. Пекин-2008. Серебро

«Скажу вам откровенно: если бы даже Инна ничего из себя  не представляла, я все равно бы ее взяла. 28-е место на чемпионате России — ну и что? Меня же попросила посмотреть на маленькую девочку из Краснодара мой тренер, понимаете? Инна приехала в Минск вместе со своим личным наставником Натальей Шмаковой. И все эти годы напряженно работала, без жалоб и склок. Это наше дитя. Если вы заметили, то Наталья Евгеньевна на Олимпиаде выводила Инну на упражнения. Это было нашим совместным решением, и я рада, что оно целиком и полностью оправдалось». Эти слова Ирина Лепарская сказала после серебряного триумфа Инны Жуковой в Пекине. И в очередной раз заставила восхититься профессионализмом нашей тренерской команды, которая не только сумела разглядеть в гадком утенке черты прекрасного лебедя, но и приложила максимум усилий, чтобы достать и раскрыть из юной спортсменки весь ее богатый потенциал.


«Борьба за попадание на пьедестал оказалась очень драматичной, и все определилось лишь в последнем упражнении. Все стремились показать свои лучшие выступления, возможно, за всю карьеру. Я тоже очень долго к этому шла, и слава богу, что все получилось выполнить без ошибок и попасть в призеры», — это уже слова Жуковой после того, как заветная медаль уютно устроилась у нее на груди. Путь к ней действительно был тернист и долог. В Афинах-2004 Инна оказалась лишь седьмой, а весь пекинский предолимпийский цикл гимнастику сотрясали судейские скандалы с битьем посуды — громко ссорились Ирина Винер и Ирина Дерюгина, обвиняя друг друга во всех смертных грехах. В этой нервотрепке сохранить спокойствие оказалось непросто, но Жукова смогла: наша прима уступила лишь Евгении Канаевой, опередив действующую на тот момент чемпионку мира из Украины Анну Бессонову.

Завершив карьеру, Инна Жукова работала в страховой компании, занималась танцами, стала мамой и… вернулась в зал. Сегодня она главный тренер Центра олимпийской подготовки.

Любовь Черкашина. Лондон-2012. Бронза

Любовь Черкашина сейчас на виду. Ее деловитость, рассудительность и серьезность всегда намекали, что в жизни после активной карьеры она не затеряется. Так и случилось. Сегодня Любовь Викторовна — член исполкома Национального олимпийского комитета, глава постоянной комиссии НОК «Женщины и спорт», успешный тренер и член технического комитета Международной федерации гимнастики. Она осталась такой же цельной натурой, яркой и эмоциональной, искренней, какой все ее запомнили на ковре. 10 лет прошло с той поры, как она щедро окропила слезами олимпийский лондонский помост, а кажется, будто это было вчера.

Идя к этой награде, спортсменка проявила настоящий героизм. Она родом из Бреста. Начинала с акробатики, затем — спортивная гимнастика и только после — художественная. В 11 лет ее заметили и пригласили переехать в Минск. «В этот период у меня началась настоящая взрослая спортивная жизнь, — говорит она. — Конечно, я была отрезана от семьи, хотя мама и папа пытались почаще приезжать ко мне. Мобильных телефонов тогда не было. Все общение сводилось к ожиданию очереди у таксофона и потом несколько минут разговора с родным человеком. Но я не жалею, что это прошла. Были моменты, когда было жутко одиноко. Когда не могла сказать маме, что уже не могу терпеть нагрузки. В этой борьбе и конкуренции я всегда находила какую-то мотивацию».

Ее никогда не называли вундеркиндом, она не обладала огромным талантом, но трудолюбие маленькой пчелки и характер вцепившейся в цель хищницы сделали свое дело. Чтобы выиграть олимпийскую медаль, необходимо выжать себя до капли, выкрутить наизнанку, забыть обо всем, скомкать и выбросить все желания, закрыть себя в камере каторжной пахоты, а ключ потерять, нужно, отключив чувства, превратиться в робота. Любови Черкашиной это удалось вполне. И ее чувства после «бронзового» выступления можно понять: она не плакала — в ней бушевала буря. Это был настоящий всепоглощающий торнадо из слез и эмоций.

«Для нас эта бронзовая медаль — все равно что золотая, — делилась эмоциями Ирина Лепарская. — Потому что мы выиграли у всего остального мира, кроме России, которая безраздельно доминирует в художественной гимнастике. А за третье место в финале боролись восемь гимнасток. Люба в решающий день не ошибалась. Я могла гарантировать, что спортсменка готова хорошо. Мы долго не понимали, что будет медаль, а когда поняли, это было похоже на чудо. И я счастлива».

Алина Горносько. Токио-2020. Бронза

Об Алине Горносько много говорили как о талантливой и перспективной гимнастке, но быстрого громкого успеха ей не пророчили. Знатоки глубокомысленно закатывали глаза и пространно рассуждали, что, дескать, может быть, когда-нибудь в следующем олимпийском цикле Алина и сможет удивить спортивный мир, но уж точно не на Играх-2020. Там, мол, и без Горносько на пьедестале будет тесно — все места расписаны: Дина и Арина Аверины из России, Линой Ашрам из Израиля… Вряд ли кто-то из них решит подвинуться и освободить место для юной белоруски. Да только человек предполагает, а Бог располагает. Все повернулось совершенно удивительным для нас образом. Алина совершила маленькое спортивное чудо и изящной стрекозой взлетела на пьедестал.

«Мы ставили высокие цели, однако медаль оказалась все равно где-то неожиданной, — откровенничала счастливая медалистка. — Изначально казалось, что все места на пьедестале уже заняты, — это правда. Наверное, действительно можно было ждать только чьей-то ошибки, хотя во время соревнований никаких подобных мыслей и расчетов в голове не возникало. Была полная сосредоточенность на собственном выступлении — выходила и делала то, что умею. Все остальное распределилось само».

Ее путь в большой спорт начинался из родительского дома в районе Стаек. Утром мама везла брата Алины в школу, а ее — на тренировку. Вечером забирала. Вставать всегда приходилось очень рано, а возвращаться затемно. Но победы требуют жертв. Потом, когда распахнул двери замечательный Дворец художественной гимнастики, стало проще: Горносько пере­ехала сюда на ПМЖ. Благо созданы все условия — очень удобно и практично: контроль, дисциплина, тренировки, питание, отдых…

После Олимпиады был триумф на чемпионате планеты, где Алина стала полным медальным кавалером: заняла третье место в выступлении с мячом, второе — с обручем и завоевала чемпионский титул, безукоризненно выполнив программу с лентой. В нынешнем сезоне она подтвердила свой статус новой мировой звезды. Алина любит жизнь, своего мопса Пуму и рисовать. И уверена, что впереди еще много приятных мгновений и больших побед.

Екатерина Галкина, призер чемпионатов мира и Европейских игр

instagram.com
Эта гимнастка не становилась призером Олимпийских игр, не выигрывала чемпионаты мира и никогда не входила в реальный мировой топ по спортивным результатам. При всем при этом Галкина — спортсменка с удивительной судьбой, и ее имя широко известно за пределами Беларуси. В 15 лет перед девушкой остро встал вопрос продолжения карьеры, и она решилась на сложную операцию на сердце. Просто вернуться на ковер и суметь выйти на прежний уровень — уже немало. А она сумела стать примой белорусской сборной, грацией со своим уникальным стилем, совершенно непохожей на других. «Мне нагрузки даются намного тяжелее, чем кому‑либо из наших гимнасток, — признавалась она. — До операции я была вообще невыносливая. Потом стало чуть лучше, но, например, пробежать кросс для меня хуже некуда. Иногда наши 9‑часовые тренировки было настолько тяжело выдерживать, что у меня бывали эмоциональные и физические провалы».

А еще Галкина знаменита тем, что одна итальянская поклонница ее таланта… выколола себе на плече образ нашей гимнастки. «Она мне написала с вопросом, можно ли прислать фотографию такую-то в хорошем качестве: «Я хочу сделать татуировку». Я прислала ей. Не могу же ей запретить. Прошел какой-то период времени — неделя-полторы, и присылает девушка фотографию. А там у нее на плече мой портрет на полруки!» Прямо как у Высоцкого: «Я ношу в душе твой светлый образ, Валя, а Леша выколол твой образ на груди».

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter