Маленькая фантазия на симфоническую тему

В Белорусской филармонии завершился симфонический сезон

Ясно как день, что симфонический оркестр должен исполнять симфонии. И Государственный академический симфонический оркестр с этой задачей достойно справляется.

Нынче, под конец сезона, этот славный коллектив в очередной раз доказал скептикам, что они не правы. Мне всегда досадно, когда говорят, что филармонический оркестр играет сплошь развлекательные программы, а музыку XX — XXI веков не исполняет вовсе. У меня немедля возникает подозрение, что эти «обличители» бывают только на новогодних концертах, а остальную часть сезона даже не смотрят на афиши. Потому что если бы смотрели, то увидели бы и Пятую симфонию Шостаковича, и Вторую симфонию Рахманинова, и Седьмую симфонию Бетховена... Я говорю только о том, что было в уходящем сезоне.

И насчет современной музыки тоже неправда. Потому что ведь был «Александр Невский» Прокофьева, «Ликование по случаю» Вячеслава Кузнецова, были Прокофьев, Сильвестров и Бадалов в рамках Международного фестиваля Юрия Башмета...

А к закрытию сезона оркестр под руководством народного артиста Александра Анисимова подготовил две концертные программы, круто замешанные и на современной музыке, и на симфонизме. Одна из них исполнялась в Малом зале имени Ширмы. Вы спросите, как симфонический оркестр умещается в камерном зале? Рецепт прост: большой оркестр временно превращается в малый, первые скрипки, виолончели и контрабасы рассаживаются в проходе между первым рядом и сценой — и вуаля! Тут же размещается дирижерский подиум.

В программе были три оркестровые пьесы англичанина Бенджамина Бриттена, в том числе «Простая симфония» (1934). Бриттен в последние годы не так уж редко звучит в Минске, но исполнение «Простой симфонии» — огромное событие хотя бы потому, что «сложный» Бриттен, к удивлению многих, оказался очень простым и доступным для восприятия (но не для исполнения!).

Во втором отделении прозвучал вокальный цикл «Девичьи песни» белорусского композитора Галины Гореловой на стихи Максима Богдановича для сопрано, фортепиано и флейты–пикколо. До сих пор цикл исполнялся единственный раз в 1979 году, на вступительном прослушивании в Союз композиторов. Должно было пройти почти 40 лет, чтобы это трогательное сочинение наконец встретилось со своей публикой. Можно только восхититься тем, с какой изумительной точностью российская певица Ирина Крикунова передала букву и дух белорусских стихов Богдановича, сколько душевного тепла вложила в исполнение этой музыки и каким прекрасным получился результат.

Но больше всего аплодисментов досталось другой пьесе Гореловой — Скерцо для симфонического оркестра. Пьеса настолько эффектная, что ее можно в любом концерте исполнять на бис!

А главным событием стал заключительный концерт сезона, проходивший в Большом зале при огромном стечении публики. Исполнялась четырехминутная пьеса Дмитрия Смольского «Ностальгия», в которой он 60 лет спустя возвращается к теме своей Первой симфонии. Затем Lament (Концерт памяти Луиджи Ноно для скрипки, сопрано и большого симфонического оркестра) грузинского композитора Гия Канчели — подлинное откровение для многих слушателей, незнакомых с музыкой этого автора.

И конечно, Первая симфония Густава Малера. В 1990–е годы наша публика благодаря таким дирижерам, как Геннадий Проваторов, Виталий Катаев и Пьер–Доминик Поннель, имела возможность слышать практически все симфонии Малера. Очень жаль, что молодое поколение слушает эту музыку только в интернете. Явно назрела необходимость исполнить в Минске весь малеровский цикл — как, впрочем, и все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Шостаковича. Одному оркестру, даже самому лучшему, такая задача не под силу. Но если все наши оркестры будут хотя бы иногда исполнять симфонии, это будет полезно и для них самих, и для общества.

juliaandr@gmail.com

Версия для печати
Grigorii Baranovsky, 62, USA
Дорогой Дмитрий Брониславович!Поздравляю Вас с успешным исполнением *Ностальгии*!Желаю Вам крепкого здоровья и бесконечного Творчества!С уважением,Ваш ученик Григорий Барановский.

Дорогая Галя!Поздравляю тебя с успешным исполнением цикла «Девичьи песни» а так же Скерцо для симфонического  оркестра!Очень рад за тебя!Григорий Барановский.
Константин, 34, Минск
Статья вызывает некоторые недоумения.
В частности, "огромное событие", каковым автор считает исполнение "Простой симфонии" Бриттена. Как четко помнится, буквально пару лет назад ее без излишнего шума исполнял на сцене БКЗФ и в других городах страны наш Камерный оркестр. И вообще это одно из самых шлягерных произведений для струнного оркестра!
А ведь теперь уже не ваша повариха (((( для Юлии Андреевой

Юлия вот Вы тут написали: «Ясно как день, что симфонический оркестр должен исполнять симфонии…»   Может и так, но я все-таки расскажу Вам несколько о другом. Так  вот я как-то предложила  чисто для прикола своему первому парню, который сейчас сидит где-то там в Вашем Глубоком сходить в филармонию на классическую музыку.
И что же я услышала  рот  него в итоге в ответ?! Да тут  же  на афише  ясно написано,  что  этот  концерт  не для  нас с тобой,  а  для  флейты  с  оркестром! Так вот мы и не сходили с ним на классику. А вот если бы получили соответствующее музыкальное воспитание, то он может бы даже и не сел мой любимый.    Почему же  я вот так считаю?! Да просто по моему мнению классическая музыка явно угодна Господу, ибо как рассказывается в Святом Писании  Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. [2 Цар. 6:5]  Опять же совсем не о том  что  следует пишу?! Ну так уж  извините    меня малообразованную за это уважаемая госпожа Андреева!

пенсионер, за 60, Россия
Не надо обижаться на молодежь, предпочитающую попсу симфониям. Я бы заострил именно симфониям, а не симфонической музыки. На слуху только отдельные части контат или симфоний. Когда молодой человек попадает на исполнение всего произведения, его постигает полное разочарование. Я много раз наблюдал такую картину. Далеко ходить не надо - свадебный марш Мендельсона. Я стал воспринимать ( не любить) симфоническую музыку только после 60. Хотя меломан с 50-летним стажем. В моей фонотеке есть записи рок концертов с участием Лондонского симфонического оркестра. Но это не симфонии. Это рок композиции, рок оперы, для современников.  Большой раздел в моей фонотеке занимает джаз. Глен Миллер, мьюзиклы, многое исполняется симфоническими оркестрами. Очень гармонично и в духе времени. Воспринимается все это даже без специальных знаний и подготовки, а главное, никакого насилия над собой.  
Grigorii Baranovsky, 62, USA
Дорогой Дмитрий Брониславович!Поздравляю Вас с успешным исполнением *Ностальгии*!Желаю Вам крепкого здоровья и бесконечного Творчества!С уважением,Ваш ученик Григорий Барановский.

Дорогая Галя!Поздравляю тебя с успешным исполнением цикла «Девичьи песни» а так же Скерцо для симфонического  оркестра!Очень рад за тебя!Григорий Барановский.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?