Получит ли свое художественное продолжение документальная лента, удостоенная награды Союзного государства

Мальчишки в черных шинелях

Телевизионный документальный фильм «Фабзайцы», созданный совместно журналистами телерадиокомпании «Мир» из Петербурга и Минска, получил Специальный приз Союзного государства на фестивале документального кино стран Содружества «Евразия.DOC». Названием ленты, рассказывающей о судьбе белорусских подростков в блокадном Ленинграде, стало народное прозвище учащихся системы ФЗО — фабрично‑заводского образования. Корреспондент ­«СОЮЗа» расспросила автора сценария, директора петербургского филиала телерадиокомпании «Мир» Ольгу Мартисову и режиссера Марию Смелкову об истории создания фильма и его дальнейших перспективах.

Ольга Мартисова: Нам нужно было сохранить дух времени, но рассказать о нем современным языком.
АРХИВ ТРК «МИР»

— Коллеги, как появилась сама идея?

Ольга Мартисова: Все началось на Пискаревском кладбище. Все знают про скорбящую «Родину‑мать», а мы однажды обратили внимание на скромный обелиск с надписью «Соотечественникам, погибшим в блокаду. Учащимся ремесленных училищ Ленинграда от белорусского народа». И когда заинтересовались историей его появления, то узнали, что в 1940 году из Беларуси в Ленинград приехали учиться 24 тысячи ребят. Половина из них, 12 тысяч, погибли в блокаду.

Меня так поразила эта история, что я позвонила своему коллеге, на тот момент директору Белорусского национального филиала телерадиокомпании «Мир» Владимиру Перцову — сейчас он министр информации Республики Беларусь, — и спросила его, знает ли он об этих фактах. «Давай снимем документальный фильм». — «Первый раз слышу», — сказал Володя, перезвонил мне уже через несколько часов, рано утром. Сказал, что история пронзительная, надо браться. И началась совместная работа.

— Где искали информацию?

Мария Смелкова: Это было очень сложно. Основными источниками стали газеты тех лет. Когда вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о государственных трудовых резервах, эта кампания, как мы бы сейчас сказали, получила широкую информационную поддержку. Поэтому мы много времени провели в Российской национальной библиотеке — читали и ленинградские, и белорусские газеты. А второй наш помощник — это музей профессионально‑технического образования, который есть в Петербурге. Там нашелся уникальный человек Леонид Токарь — он сам снялся в нашем фильме, — в свое время на печатной машинке, а затем на компьютере он набрал все приказы и документы, касавшиеся профессионального обучения в Ленинграде. В музее есть даже подлинная форма учащихся ремесленных училищ. Сохранились воспоминания мастера‑наставника одной из школ ФЗО: после того как белорусских ребят одели в новенькую форму, в коридорах пришлось поставить дополнительные зеркала — мальчишки не могли на себя налюбоваться...

— В фильме есть эпизод, где говорится, что форма могла стать причиной гибели нескольких мальчишек...

О.М.: Да, эти факты обнаружили поисковики совместно со Следственным комитетом по Ленинградской области. Трагедия произошла неподалеку от деревни Шапки Тосненского района осенью 1941 года. Известно, что там возводили укрепления для защиты города, и учащиеся могли быть мобилизованы на эти работы. Есть версия, что немцы задержали их как раз из‑за формы, похожей на военную. Заставили вырыть себе могилу и расстреляли на ее краю.

— В основе вашего фильма — подлинные факты и документы. В какой мере они потребовали художественной обработки?

О.М.: Это оказалось довольно сложной задачей. Нам нужно было сохранить дух того времени, но рассказать о нем современным языком. Поэтому, кстати, мы отказались от идеи озвучить подлинные дневники и письма, фрагменты которых вошли в фильм, на белорусском языке. Но их читают белорусские подростки, иногда в их речи слышен акцент, и это добавляет фильму достоверности. Ребята, кстати, оказались даже похожи на мальчишек 40‑х, фотографии которых мы сумели найти.

М.С.: Вообще судьба фильма складывалась как будто сама собой, история фабзайцев хотела быть рассказанной. Буквально перед началом работы мы узнали о трагедии в Шапках. А когда стали снимать, то одна из наших корреспондентов рассказала о фильме своей бабушке. И оказалось, что та училась при Кировском заводе и сохранилась фотография группы, на которой половина — ребята из Беларуси.

— Почему все действие фильма происходит только на фоне кадров кинохроники?

М.С.: Мы сознательно избегали реконструкций — это не только дорого и долго, но и дает некий оттенок искусственности, а мы все‑таки делали документальное кино. Поэтому звучат песни тех лет, которые задают тон происходящему.

Это, кстати, было очень сложно — объединить кадры кинохроники в единый видеоряд. Из трех месяцев, которые заняла работа над фильмом, половину срока занял монтаж. Мне повезло, что бригада понимала меня с полуслова.

— Как «Фабзайцы» попали на фестиваль «Евразия.DOC»?

О.М.: В прошлом году мы принимали в нем участие с фильмом «Дорога 101» о Дороге жизни как уникальном инженерно‑техническом сооружении, в процессе строительства которого было сделано много научных открытий и технических изобретений. В этом году нас пригласили снова, и оказалось — нам есть что показать. Кстати, фильм о Дороге жизни озвучивала Светлана Сурганова, а в «Фабзайцах» за кадром звучит голос Игоря Скляра. Хотя вообще‑то он никогда не соглашается на озвучание, но после того, как прочел наш сценарий, согласился.

М.С.: Я всегда очень волнуюсь, когда смотрю свои фильмы. А «Фабзайцы» на большом экране произвели впечатление не только на меня. Мы видели, как зрители задерживали дыхание.

Оказалось, кстати, что многие по‑разному поставили акценты. Для кого‑то самым пронзительным оказалось начало войны: Минск взят, детям некуда возвращаться, у них больше нет дома. Для кого‑то — блокада, нечеловеческие условия: «До войны я поднимал болванку 1,25 метра один, сейчас мы еле справляемся ввосьмером». А для кого‑то финал: выжившие отправились возрождать свою Беларусь и стали тем кадровым потенциалом, который позволил республике восстановить промышленность.

В ТЕМУ

У телевизионного документального фильма «Фабзайцы» может получиться продолжение. Идею снять на этом материале художественный фильм высказала прямо на фестивале «Евразия.DOC» член жюри от Казахстана Асия Байгожина. Сейчас телерадиокомпания «Мир» ведет переговоры с киностудиями «Беларусьфильм» и «Ленфильм». Съемочная группа обращается к Постоянному Комитету Союзного государства с просьбой поддержать инициативу.

Мария Голубкова

morrisspb@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter