Мальчики для битья

Школьники записывают драки на видеокамеры
Школьники записывают драки на видеокамеры

Российские педагоги столкнулись со странным явлением: на жестокость подростков провоцирует... технический прогресс. Среди школьников стало «модным» затевать драки, стычки и даже нарочно издеваться над сверстниками, чтобы снять все это «действо» на видеокамеру мобильного телефона, а затем выложить ролик в Интернете.

Жестокие игры

Ежегодно российская милиция, отмечает газета «Новые Известия», фиксирует тысячи случаев, когда подростки записывают избиения сверстников на видеокамеру. Причем в большинстве случаев мучителями выступают не ребята из неблагополучных семей, а дети состоятельных родителей, у которых есть многофункциональные «навороченные» телефоны.

Такое криминальное явление, как «happy slapping», или «избиение для развлечения», появилось в Европе 3 — 4 года назад. Вскоре жестокими играми заинтересовалась и российская молодежь. Рубеж 2006 — 2007 годов был ознаменован настоящей эпидемией подростковой жестокости. Имели место два громких случая избиения и издевательств над школьницами в Тюмени. Ученица 64–й школы Наташа Суворова, не выдержав насилия одноклассниц, покончила с собой. Подростки снимали на мобильный телефон избиение девушки и распространяли «кино» среди своих сверстников.

В Ивановской области большую «популярность» имели ролики группы 15–летних подростков, издевавшихся над бомжами. Бездомным сбрасывали на головы банки с водой, плевали в лицо и избивали. Экзекуции записывали на цифровой фотоаппарат, а клип сопровождали надписью: «В процессе съемок ни один бомж не ушел здоровым».

В Красноярском крае две 16–летние девушки подрались прямо посреди улицы. Бросая друг друга в грязь, избивая и вырывая одна другой волосы, школьницы привлекли внимание прохожих. Один из них снял видео на мобильный телефон и не преминул поделиться кадрами с интернет–общественностью.

Но, пожалуй, самый страшный случай произошел в Рыбинске: четверо молодых людей до смерти забили мужчину. Главной уликой против подозреваемых стала видеозапись преступления, которую сделали сами убийцы.

Сила есть...

Модное поветрие не обошло стороной и Москву. На подростков, хвастающихся друг перед другом записями «избиений для удовольствия», можно наткнуться теперь чуть ли не по всему городу.

Группа ребят из 10 — 15 человек, ни от кого не таясь, с мобильников просматривает клипы групповых драк. «На этот махач мы специально с пацанами в Мытищи на пустырь один ездили, — говорит 17–летний Влад. — На записи видно нашу шоблу из 30 человек и противников. Их вроде больше человека на три было. Но мы, видишь, всем им вломили как следует».

На вопрос, из–за чего разгорелась ссора, ребята рассмеялись: «Да подраться просто хотелось!» «Бить каких–то бомжей нам неинтересно, — сказал 16–летний Артур. — Руки только пачкать. Лучше уж себе подобных или прохожих в крайнем случае. А запись? Ну, будет что вспомнить, друзьям показать. Вот моей девчонке такие драки нравится смотреть».

Впрочем, 16–летний Василий признается, что избивать людей ему не по душе. «У нас в колледже есть компания ребят, которые всех «держат». Перед студентами стоит выбор: быть с ними или стать вечным посмешищем. Я предпочел первое. Ночью напал на случайного прохожего, ударил несколько раз по лицу кулаком. Сестра сняла на мобильник. Я показал ребятам: одобрили».

Уценка... жизни

— За прошедший год в Москве было задержано более 13 тысяч детей и подростков 7 — 16 лет по обвинению в немотивированной агрессии. Возраст насильников стремительно снижается. Ребята 10 — 14 лет могут запросто, не задумываясь, убить человека. Такое понятие, как ценность человеческой жизни, у них отсутствует напрочь, — с горечью рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

«Практика показывает, что молодежь снимает драки совсем не случайно, — рассказал оперативник МВД РФ. — Обычно еще до «мероприятия» из участников группы выбирается оператор с наиболее качественной техникой, который должен во всех подробностях заснять для истории «подвиг» товарищей. У такого видео несколько задач. Например, это может быть доказательством «крутости» для устрашения противников или показ мучений и страданий жертвы в назидание другим».

«Нередко ребята 22 — 26 лет берут под свое крыло подростков, стравливают их. А запись любительских боев тиражируют и продают, — добавил Сергей Комков. — Как это сказывается на подрастающем поколении, которое покупает эти диски, и говорить не стоит».

Не мышонок, не лягушка

Российские психологи утверждают, что растет новое поколение, для которого жестокость не просто допустима, но является нормой жизни. Ведь подражание увиденному на экране — главная особенность подростковой психики. С этой точки зрения тиражирование кровавого видео — преступление против будущего страны. В Европе к этой простой мысли пришли уже давно. Если в Италии власти запретили школьникам пользоваться мобильными телефонами, во Франции пошли еще дальше. В конце минувшей недели там был принят закон о запрете съемки реальных сцен насилия и распространения их в Интернете. Нарушителей ждет суровое наказание в виде лишения свободы до пяти лет и штрафа в размере 75 тысяч евро.

В России проблема остается нерешенной. Из–за низкого качества записи оперативникам зачастую не удается вычислить нападавших, а оператора, снимавшего преступление на видео, и распространителя, выложившего кадры в Интернете, к ответственности привлечь и вовсе не за что. «В нашем законодательстве нет статей, которые ограничивали бы или запрещали съемку и продажу записей с реальным насилием, — объяснил юрист Юрий Добронравов. — Под запрет подпадают только порнография, а также пропаганда разжигания межэтнической и межнациональной розни. Запрет можно наложить только в том случае, если ваше изображение будет использовано без вашего согласия».

Вопрос, как же бороться с «мобильной» жестокостью подростков, останется открытым...

Справка

По оценкам российских экспертов, среди детей в возрасте от 8 до 17 лет более 60 процентов с радостью согласятся участвовать в сценах насилия. А 6 процентов ребят допускают возможность убийства человека, если оно будет щедро вознаграждено.



Инцидент — не прецедент

Хотелось бы написать, что в Беларуси подобное поведение подростков просто невозможно. Увы... 15 марта в материале «Куда смотрят видеокамеры?» «СБ» писала об омерзительном происшествии на площади Якуба Коласа в Минске. Напомню: наш читатель вместе с приехавшими в гости друзьями из Швеции стал свидетелем безобразного инцидента. Парень взобрался на памятник и, поддерживаемый бурным улюлюканьем приятелей, оголил, простите за пикантную подробность, «мягкое место», с видимым удовольствием позируя камерам мобильных телефонов. В тот же день автор этих строк провела небольшое журналистское расследование, результаты его были изложены в газете. Статья направлена на реагирование в ГУВД Мингорисполкома. По информации на вчерашний день, поиски хулигана продолжаются.

Как удалось узнать, этот инцидент — едва ли не единственный зафиксированный случай столь неадекватного поведения подростков. Во всяком случае, заместитель начальника управления охраны правопорядка ГУВД Мингорисполкома Игорь Пашков ничего подобного не припомнил. «И слава Богу! Мало того что большинство правонарушений подростки совершают необдуманно (пришел в гости — увидел золотое кольцо — украл), так не хватало нам еще, чтобы они преступали закон из «спортивного интереса», — сказал Игорь Михайлович.

Однако, по мнению начальника минского городского центра социальной помощи семье и детям Андрея Туровца, нынешние подростки стали гораздо агрессивнее, чем их ровесники 10 лет назад. Причин такого поведения много: от обстановки дома, когда родители борются за главенство в семье и дитя по их примеру пытается стать лидером в школе, до пагубного влияния на детей боевиков и некоторых компьютерных игр. Ребенок, которого любят, о котором заботятся в семье, никогда не станет уличным агрессором. Поэтому в первую очередь нужно создавать ему комфортную эмоциональную обстановку дома, а не ругать за стычку с одноклассником.

Что же касается мобильного телефона, то в минских школах с этим строго: на уроках пользоваться мобильником запрещено! По словам Виктории Халтуриной, завуча школы № 1, со звонком на урок ребята обязаны свои сотовые отключить. Что и делают довольно дисциплинированно: во всяком случае, ничего, подобного российским «ужастикам», в школе, где мобильник есть почти у каждого из 1.140 учеников, не было. Будет надеяться, что и не будет.

Подготовила Ольга ПУСИКОВА–ГАЛИНОВСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter