"Максимка" и "цеховики"

Несколько подпольных мини-заводов ликвидировали на днях правоохранительные органы.
Несколько подпольных мини-заводов ликвидировали на днях правоохранительные органы. Конечно, сегодня нет оснований говорить о засилье подпольного производства в нашей стране. По сравнению, допустим, с той же Россией, где "цеховики" превратились в источник постоянной головной боли для всех правоохранительных структур. Но и в Беларуси периодически появляются охотники поиграть с государством в "кошки-мышки".

В Минске, например, задержали гражданку Молдовы, которая занималась производством и реализацией фальшивого коньяка. Оперативники изъяли 671 бутылку "самопальных" "Белого аиста" и "Черного аиста", 700 пробок, 1.500 этикеток, 400 акцизных марок Молдовы... Как выяснилось впоследствии, технология изготовления коньяка была несложной: в спиртосодержащую жидкость добавлялись специальные стабилизаторы и прочие добавки - чтобы и вкус, и цвет напитка напоминали оригинал. Полученная жидкость разливалась в бутылки, на которые наклеивались молдавские акцизы...

Знакомая недавно похвалилась, что пристроила дочь-швею работать на "Милавице". "Она что, в Минск из Могилева переехала?" - удивилась я. Оказалось, Лариска работает здесь, в Могилеве, на "фирмача". Правда, "фирмач" нигде не зарегистрирован, просто привозит откуда-то ткани, похожие на те, из которых шьют на "Милавице", кроит и отдает местным умелицам. На зарплату работницы не жалуются, самодельные корсетные изделия хорошо раскупаются. И покупательниц, по мнению моей собеседницы, "фирма" не обманывает, те знают, что берут подделку, - низкая цена выдает.

Есть в Могилеве и другие довольно безобидные "домашние" производства. Многие женщины, потеряв работу, освоили выпуск ширпотреба "под "Химволокно": шьют одеяла, подушки. Ткани достают на самом предприятии, сбывать товар ездят в Россию. Конечно, плохо, что у белорусских производителей появляются такие конкуренты, но швейные изделия хотя бы безопасны: никто не заболеет и не отравится, да и марку "подпольщики" держат, стараются шить качественно.

Но в офисе Могилевской городской организации защиты прав потребителей собрана целая коллекция подделок, с которыми покупатели мириться не хотят: дробь из железа, банка кофе, которая в момент покупки была, как положено, закрыта фольгой, а когда фольгу сняли, оказалось, что в банке всего-то граммов 20 напитка. Есть здесь и туалетная вода известной фирмы с совсем не "фирменным" запахом.

- А чему удивляться? - сказал председатель организации Василий Черный. - Оборудование для упаковки сейчас купить несложно, картон, жесть, фольга тоже вроде не в дефиците. Бери и открывай производство: хочешь - в гараже, хочешь - в подвале.

Кстати, чтобы доказать, что туалетная вода с сомнительным запахом - действительно подделка, нужна экспертиза.

- Такую экспертизу мы не делаем, - разочаровала генеральный директор Могилевского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты Людмила Новицкая. - И вряд ли ее вообще можно сделать в нашем городе.

Заместитель начальника УБЭП УВД Могилевского облисполкома Владимир Гаврютин рассказал, что "подпольщикам", если они и попадут в поле зрения милиции, в принципе, почти ничего не грозит: разве что конфискуют продукцию цеха. Доказать незаконное использование товарного знака непросто. За последнее время в Могилеве привлекались к ответственности только владельцы частных спиртзаводов да изготовители пиратской аудио- и видеопродукции.

Владельцы подпольных цехов скрываются разве что от милиции и налоговой, с друзьями же и знакомыми вполне откровенны: предприимчивость нынче в моде. Многие знают, что в гаражах и подвалах, в частном секторе областного центра шьют, вяжут и лепят, производят томатную пасту, собирают телефоны, телевизоры, компьютеры, сельскохозяйственные электролебедки, делают шампуни, моющие средства и удобрения. Одна буфетчица даже печет булочки и пирожки, которые потом продает по месту основной работы.

C так называемыми "цеховиками" - организаторами и руководителями подпольных производств - боролись всегда. Период их расцвета пришелся на советское время. Именно в эпоху тотального дефицита "теневые" хозяйственники сколачивали себе состояния. Например, на весь Союз прогремело дело Меликяна, который сумел прямо на государственной фабрике наладить изготовление ковров - дефицита советских времен. Эти ковры пользовались колоссальным спросом и успешно продавались в разных регионах СССР. Всего из цеха Меликяна "налево" ушло около 20 тысяч ковров, за что делец впоследствии был осужден на 14 лет лишения свободы. А сколько у Меликяна было менее известных собратьев по ремеслу, создавших в СССР фактически параллельную экономику!

Чаще всего, конечно, наши "цеховики" ввязываются в авантюры с подделкой водки. Только в прошлом году в республике было выявлено около 30 нелегальных ликеро-водочных цехов, самые крупные из которых располагались под Минском. Бутлегерская деятельность имеет высочайшую рентабельность: из литра спирта стоимостью около 1 доллара можно получить 5 бутылок водки.

Для уменьшения себестоимости конечного продукта "нелегалы" вместо спирта зачастую используют и технические спиртосодержащие жидкости типа размораживателей замков, антиобледенителей, стеклоочистителей и т.д. У бутлегеров популярна, например, "непищевая спиртосодержащая жидкость "Максимка", которую по запаху трудно отличить от чистого спирта. Но в составе ее есть различные добавки вроде диэтилфталата, которые в лучшем случае могут вызвать тяжелейшее расстройство желудка. Невинной шалостью в сравнении с этим выглядит находчивость "цеховика", выдавшего за шампунь от перхоти жидкость, которой в Турции... моют асфальт.

Такую, с позволения сказать, продукцию мы с вами иногда рискуем купить. И не обязательно на рынке. Зачастую "теневикам" различными путями удается протолкнуть свои изделия во вполне респектабельные магазины. Но привлечь к ответственности товароведа или директора магазина оказывается непросто. Ведь для этого необходимо доказать, что ответственное лицо, приняв на реализацию поддельный товар, знало об этом и получало доход от его реализации. Чаще всего правоохранители ограничиваются составлением административного протокола или представлением на лишение магазина лицензии.

По словам сотрудника УБЭП МВД Александра Евсюкова, существенную помощь в борьбе с "цеховиками" оказывают представительства известных торговых марок. Они постоянно проводят собственные рейды на рынках и в магазинах, чтобы выявить подделки. Это достаточно тонкая и специфическая работа. Партию лжешампуня удалось разоблачить только благодаря тому, что у контрольного образца пробка закрывалась на четыре оборота, а у настоящего шампуня - на три. Чтобы отличить подлинник от подделки, нужно знать множество нюансов. Например, такой: дату изготовления на этикетке подлинного товара невозможно стереть пальцем, поскольку она "выбивается" лазером.

Так что нам, рядовым покупателям, остается только требовать у продавцов сертификат качества на товар, который мы собираемся купить, и надеяться на то, что этот сертификат подлинный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter