В Новоселковской школе продолжают исследования, аналогам которых в Беларуси нет

Максим Васильев влюблен в школу

О том, как в Новоселковской школе продолжают исследования, аналогам которых в Беларуси нет
ПОСЛЕ уроков Максима ВАСИЛЬЕВА, педагога Новоселковской средней школы, Петриковского района, почти всегда можно застать в лаборантской. Вместе со своими ученицами Дианой Малюковой и Ольгой Баравик Максим Владимирович занимается опытами, результаты которых позже войдут в новую научную работу. Это продолжение исследований, аналогам которых в Беларуси нет. Вместе со своим учителем сельские школьницы изучают способность деревьев улавливать уличную пыль.


Одиннадцатиклассницы Новоселковской средней школы Петриковского района Диана МАЛЮКОВА
и Ольга БАРАВИК проводят химические опыты под руководством учителя Максима ВАСИЛЬЕВА


ИССЛЕДОВАНИЕ, к слову сказать, уже удостоено первой премии Республиканского конкурса научных биолого-экологических работ. Ученицы меня вводят в курс дела:

— В проекте о деревьях-пылеулавливателях мы изучали 11 видов, произрастающих рядом с нашей школой. Работу делали два года. Летом собирали листья, очищали их, помещали в колбу, куда насыпали просеянную уличную пыль. Затем взвешивали, чтобы понять, какие из них больше улавливают пыль, какие меньше. Пришли к выводу, что лучший «ловец пыли» — тополь пирамидальный, пух которого (речь идет о женских особях) не вызывает даже аллергии. А на защите проекта в Минске (в финале конкурса) ученые хвалили нас: исследований на эту тему в Беларуси нет. Представители Института леса предложили сотрудничество с экономическим прицелом: высаживать клонированные ими тополя пирамидальные вдоль дорог. Но мы решили продолжить исследования. Сейчас изучаем, как именно, с какой скоростью листья деревьев поглощают пыль.

С химией и биологией из ученического тандема жизнь связать планирует лишь Диана. Для Ольги эти предметы просто интересны. Собирается поступать на физику-математику. На этот счет у Максима Васильева свое мнение:

— Выбор человеком будущей профессии должен идти от сердца. Рассказываю ученикам, как я стал учителем химии-биологии. Хотел изначально заниматься экологической медициной. Но не рискнул поступать в столичный институт, поехал в Гомель. С большим запасом прошел на «хим-био» Гомельского госуниверситета имени Ф. Скорины. А когда прошел первую практику в школе, влюбился в профессию. Мне понравилось, хоть сам от себя не ожидал, работать с детьми, показывать им в опытах, что химия — это наука будущего. Когда шел на распределение, знал, что выберу только сельскую школу (сам я родом из петриковских Куритичей). И очень обрадовался, когда предложили работать в моем же районе.

В ШКОЛЕ молодого коллегу опытные преподаватели приняли очень хорошо. Жилье в простом сельском доме пока снимает. Деревенский быт Максиму не в новинку. Удобства есть, а принести охапку дров, прогуляться за ними в гараж — романтика.

На работе сразу же, кроме преподавания, ему предложили полставки завуча по воспитательной работе. Максим согласился не раздумывая. И расстроился, когда эти полставки сократили (ввиду того, что количество детей в школе уменьшилось):

— У меня неплохо получалась организаторская работа. Никогда не забуду, как написал свой первый сценарий для новогоднего вечера школьников — искренне, от души. Наверное, это же почувствовали и мои ученики, поэтому ответственно подошли к делу, придумали костюмы, выучили тексты. А потом после вечера родители благодарили — за то, какими увлеченными увидели своих детей, как азартно они выступали на сцене. Для меня — это лучшая оценка труда, ради которой не жалко сил и энергии.

Единственная мечта, которая пока у молодого сельского учителя не сбылась, жениться. «Еще не определился с выбором», — отшучивается Максим. И добавляет, что семейную жизнь собирается налаживать в деревне, хотя есть возможность уехать, к примеру, в райцентр или в Гомель.

Пока молодой учитель нашел свое профессиональное счастье в детях. С Дианой Малюковой успешно выступали на предметных олимпиадах по химии. Сейчас Максим Васильев готовит для участия в них девятиклассника Евгения Загорца. Перспективный парень и очень способный, говорит. Не исключено, что прославит родные Новоселки не только на районном или областном уровне, но и республиканском.

СПРАВКА «СГ»

В Беларуси  более 200 тысяч педагогов страны, в том числе почти 97,8 тысячи школьных учителей. В  2015 году направлено на работу в учреждения образования 5 тысяч 36 молодых специалистов (это 96,2 процента от подлежащих распределению). Их поддержка — в первую очередь материальные стимулы: от повышения тарифного оклада до дополнительного отпуска и т.д. Например, в Несвижском районе Минской области к новому учебному году открылся Дом молодого учителя (общежитие на 8 мест) — подарок от хозяйства «Снов». В Могилевском районе по договоренности с шефствующими предприятиями педагогам отпускают продукцию без торговых надбавок. А руководители учреждений образования Сморгонского района Гродненской области по ходатайству районного профкома устанавливают надбавки в размере 20 процентов от ставок (окладов) молодым специалистам, завершившим обучение с отличием.

В стране растет процент закрепления молодых специалистов после двухлетней отработки. В частности, в Гродненской, Минской, Гомельской областях.

КОММЕНТАРИЙ

Светлана СЕНЬКО, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Петриковского райисполкома:

— В этом году по распределению в Петриковский район прибыл 31 молодой специалист-педагог. На августовском совещании работников образования, спорта и туризма им вручили трудовые книжки и подарки. Закрепляемость молодых педагогов у нас все выше. К примеру, из выпускников вузов 2013 года в профессии осталось 58,8 процента прибывших в наш район по распределению педагогов, из выпускников ссузов — 71,4 процента прибывших. Выросли и запросы по целевым направлениям. В этом году, к примеру, мы выдали таких 14, в 2013-м — 9.

24 из 27 школ в Петриковском районе — сельские. Общее число учеников — 3371 человек, причем лишь треть из них — городские. Интересно, что как раз на селе в этом году увеличилось число первоклассников. На смену 169 выпускникам в этих школах пришли 188 малышей. 

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter