Максим Рыженков: скандал в белорусской гребле стал отражением процессов, происходящих в мировом спорте

Замутили воду

За что дисквалифицировали мужскую сборную по гребле на байдарках и каноэ?


«Мы стоим на границе новой эры, в которой для достижения побед в спорте будут использоваться новые методы борьбы». Главный тренер национальной сборной по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович был эмоционален и, окажись обстановка чуть менее официальной, наверняка не стеснялся бы в перченых выражениях. Немудрено: в центре очередного допингового скандала оказалась команда, которую уже не первый год приводят в качестве примера научного подхода и обстоятельности в работе. Но негодование буквально кипевшего эмоциями тренера вызывал даже не сам факт подозрения в адрес его подопечных, а методы, которыми Международная федерация каноэ попыталась менее чем за месяц до начала Игр вытолкнуть из списка участников одну из сильнейших сборных мира.



В том, что нынешнее дело имеет мало общего с традиционными допинговыми историями, генеральный секретарь Национального олимпийского комитета Анатолий Котов не сомневается ни на секунду. Держа в руке увесистую пачку документов — белорусский ответ на обвинения ICF, — он рассказывает о достойных экранизации приключениях, которые выпали на долю белорусского спорта в последние дни. Были там и полученное субботней ночью письмо от ICF, и поднятые буквально с постели адвокаты, и мчащийся на всех парах к границе автомобиль, на котором белорусская делегация во главе с самим Котовым успела-таки в Польшу на заседание исполкома ICF. Этот визит, который НОК и Министерство спорта буквально навязали Международной федерации каноэ, как оказалось, имел едва ли не определяющее значение во всей истории. А заодно наглядно продемонстрировал методы и нравы, царящие в современном спорте:

— Изначально нам заявили, что были получены некие дополнительные доказательства использования допинга белорусскими спортсменами во время проведения тренировочного сбора во Франции в апреле нынешнего года. Мы были шокированы, потому как первыми, кто должен был получить информацию в подобном случае, должны были стать спортсмены, однако никто, включая ВАДА, никаких претензий к ним не высказывал. Как оказалось впоследствии, ICF просто притянула и смешала в своем обвинении все возможные домыслы, подозрения или даже выдуманные истории, на основании которых вынесла решение: отстранить на 4 года всю Белорусскую федерацию гребли на байдарках и каноэ. Неудивительно, что после того, как мы на месте начали детально разбирать каждый из пунктов «обвинения», санкции начали постепенно сокращаться, и в конечном счете нам было объявлено, что мы должны быть довольны отстранением только мужской команды и лишь на 1 год. И уж точно не обращаться ни в какие суды.

Учитывая, что в основе всей истории лежат найденные у одного из тренеров команды несколько упаковок милдроната (которые наставник использовал для лечения проблем с сердцем и на которые имел все необходимые сопроводительные документы) и подозрения, что потенциально этот препарат мог применяться атлетами, позиция ICF действительно выглядела весьма сомнительной. Даже с учетом того, что концентрация злополучного мельдония в организме одного из гребцов незначительно превышала норму в 1000 микрограммов: этот «прокол» врачи объяснили индивидуальными генетическими особенностями организма и вместе с ВАДА уже не первый месяц разбирают данный случай. К насущным же проблемам белорусской гребли эта история отношения иметь не могла, и потому оперативно собранная Национальным олимпийским комитетом команда опытных адвокатов уже в понедельник утром подала иск в арбитражный суд в Лозанне. Ответом на 3 страницы обвинений ICF стали 19 листов текста, изобилующего ссылками на разного рода международные документы и регламенты.


В том, что дело в конечном счете будет выиграно, первый вице-президент НОК Максим Рыженков не сомневается. Заодно обещая, что во время стартующего в Минске чуть больше чем через неделю чемпионата мира среди юниоров официальные лица будут передвигаться исключительно на общественном транспорте и питаться за собственные средства. Однако самой по себе итоговой победы недостаточно. Белорусская сторона справедливо надеется, что на время проведения разбирательств нынешнее решение ICF будет приостановлено и белорусская команда отправится в Рио в полном составе. Сам же Рыженков видит в нынешнем скандале отражение протекающих в мировом спорте куда более глубинных и глобальных процессов:

— Проблема с греблей не первая, с которой пришлось столкнуться при подготовке к нынешней Олимпиаде. Буквально накануне мы наконец поставили точку в похожей истории, касающейся сборной по тяжелой атлетике. К счастью, все решилось благополучно и наши штангисты смогут спокойно отправляться в Рио. Теперь случились проблемы с греблей. В общении со многими влиятельными людьми мы услышали мнение, что на фоне всех гремящих антидопинговых скандалов некоторые международные федерации просто перестраховываются, чтобы их не заподозрили в поддержке допинга. Однако я вижу в этом и заинтересованность отдельных лиц, желающих повлиять на расстановку сил. Вспомните проблему мельдония: ее многие называли одним из элементов войны, которую ведут фармакологические компании. Дескать, 60-миллионный оборот небольшой латвийской фирмы не давал покоя тем, кто делает схожие препараты. Есть и еще одно предположение. Сегодня большинство транснациональных корпораций (в основном американских) являются партнерами Международного олимпийского комитета и стараются «отбивать» те деньги, которые вкладывают в спорт. Таким корпорациям, ориентированным на конкретные рынки сбыта, интересно, чтобы самыми сильными, успешными и чистыми были атлеты из «целевых» стран. Им неинтересны чемпионы из Беларуси, России или стран Восточной Европы.

Как заверяет Анатолий Котов, в ближайшие дни НОК ждет подтверждения из Лозанны о начале разбирательства и приостановлении действия вынесенного решения. А на вопрос о возможном желании тех или иных организаций «пересмотреть» постфактум результаты Игр в Рио заверяет: «Мы теперь готовы ко всему и будем до последнего отстаивать своих спортсменов».

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter