«Формула-1». Гран-при Саудовской Аравии. Гонка

Макс Ферстаппен возвращается в борьбу

Если кто-то после первой гонки нового сезона решил, что команду «Ред Булл» и дальше будут преследовать технические проблемы, то события прошедшего воскресенья опровергли столь пессимистичные прогнозы. На последних километрах дистанции Гран-при Саудовской Аравии действующий чемпион Макс Ферстаппен сумел-таки обойти на трассе лидировавшего на тот момент Шарля Леклера и буквально вырвать победу из рук «Феррари». 

Макс Ферстаппен

Судя по всему, прошедшие на Аравийском полуострове два этапа позволили уже определить, кто же из гонщиков будет вести борьбу за победы, а впоследствии и за чемпионский титул в этом сезоне. С новым регламентом лучше всего справились в «Ред Булл» и в «Феррари». Именно пилоты этих команд исправно занимали первые два ряда стартового поля и в Бахрейне, и в Джидде. И лидеры этих команд сразу же включились в борьбу за чемпионство. Досадная техническая оплошность, приведшая к сходу обоих болидов австрийской «конюшни» на первом этапе, была отчасти компенсирована заработанным Серхио Пересом поулом, а затем и победой в гонке Макса Ферстаппена. И хотя по итогам двух этапов и голландский чемпион, и его команда пока еще на 3-х местах как в личном, так и в командном зачетах, мало у кого вызывает сомнения то, что «Ред Булл» будет от гонки к гонке все активнее рваться в лидеры. 

Лично по моим предпочтениям «Феррари» выглядит сильнее. Это в плане состава пилотов. Дуэт Леклер – Сайнс более надежен и стабилен, чем пара гонщиков Ферстаппен – Перес. А вот машина, как показывают результаты, все же чуточку побыстрее у «Ред Булл». Ведь если даже Серхио Пересу удалось завоевать поул на автодроме в Джидде, то это явно говорит в пользу более быстрого австрийского болида. Посудите сами: это была первая выигранная мексиканцем квалификация за все 218 гонок его карьеры в «Формуле-1». 

Разумеется, на каких-то трассах итальянские машины будут превалировать, но в целом значимого преимущества ни у тех, ни у других пока не предвидится. 

Старт как апогей интриги гонки

 Знающие автоспорт люди считают, что гонки надо обязательно смотреть на старте и в конце. А далее, в зависимости от обстоятельств, могут еще быть интересны события, связанные с появлением машины безопасности и перетасовок в пелотоне. Трудно возразить, особенно в том, что касается стартового круга. Именно на нем лидеры стараются не упустить своего преимущества, а отстающие гонщики надеются сразу отыграть как можно больше позиций. И именно на первом круге машины едут на самом близком расстоянии друг от друга за период всей гонки. То есть риск столкновения в эти минуты самый высокий. 

Наиболее удачно старт провели оба пилота «Ред Булл». Несмотря на пессимизм знатоков, уверявших, что Серхио, ни разу в своей карьере не стартовавший с первого места, вряд ли его удержит, мексиканец сохранил лидерство. А Максу Ферстаппену удалось обойти Карлоса Сайнса, который решил  повторить маневр своего напарника, пристроившись к тому в хвост, но в итоге оставил слишком много места для голландца на внешнем радиусе, чем тот и воспользовался.   

Похоже, машины Эдриана Ньюи и впрямь очень быстры в этом году. Чего не скажешь о машинах «Мерседес». Льюису Хэмилтону удалось пройти всего одного гонщика за первый круг. Да и то это Был Алекс Элбон на «Уильямс», который на стартовой прямой умудрился проехать британского чемпиона. А ведь Льюис стартовал с 15-го места, а значит, в окружении заведомо более слабых машин. Неужели все дело только в настройках на гонку, с которыми не угадали почему-то немецкие инженеры? 

Джордж Рассел стартовал 6-м, имея и позади, и впереди себя болиды «Альпине». Так вот дебютанту «Мерседес» удалось совершить свой первый обгон лишь на 4-м круге, после того как руководством гонки было разрешено активировать систему подвижного крыла. Без DRS Джордж мог бы еще долго ждать удобного момента для обгона машины, которая по итогам прошлого года была лишь 5-й по скорости в пелотоне. А у Рассела, напомним, фактически чемпионский болид, поскольку 8 лет подряд «Мерседес» исправно оформлял победу в Кубке конструкторов.

Мне могут возразить, мол, ситуация сильно изменилась в связи с новым регламентом. Но настолько «испортить» чемпионскую машину надо еще очень постараться. 

И все же я бы не сбрасывал со счетов немецкую «конюшню» ни в борьбе за победы, ни даже в борьбе за титул. Конечно, понадобится какое-то время, может еще 3–4 гонки, чтобы «Мерседес» смог войти в ритм и оперативно исправить слабые места, выявившиеся на первых двух этапах. И наверняка к середине мая, когда Большие призы приедут в Барселону на Гран-при Испании, Льюис будет еще напоминать о себе новому поколению лидеров чемпионата своими стабильными выступлениями. Чемпионами ведь случайно не становятся. 

На старте своим успехом отметились еще Кевин Магнуссен и Ландо Норрис. Оба прошли на первом круге Пьера Гасли. Вальттерри Боттас сохранил свою 8-ю позицию позади Фернандо Алонсо. 

Фернандо и Эстебан

Зачастую после стартовых перипетий приходится долгое время потом ждать, пока начнутся дуэли между пилотами. В этот раз все было иначе. Гонка не оставляла времени для рекламных блоков, и повезло тем, кто сумел ее посмотреть без отвлечения на рекламу. 

Фернандо Алонсо не стал дожидаться ошибки едущего впереди него на 6-й позиции напарника, и, как только того прошел Джордж Рассел, испанец тоже устремился в атаку. Эта дуэль, идущая на грани фола, почти до столкновения, стала действительно украшением первой трети гонки. Имея равные машины, пилоты «Альпине» ни за что не хотели уступать друг другу. Менялись местами, пробовали разные маневры для обгонов, атаковали поребрики и выезжали за пределы трассы – и все это только ради того, чтобы опередить друг друга в борьбе всего лишь за 6-е место. 

Ситуация накалилась настолько, что новый руководитель французской команды Отмар Сафнауэр вынужден был вмешаться в это сражение, попросив своих гонщиков воздержаться от борьбы. 

Эстебан, будучи к 13-му кругу позади Алонсо, едва сбросил темп, как его тут же обогнал Вальттерри Боттас. Финский гонщик терпеливо дожидался ошибки дуэлянтов, и, как только представился первый удачный момент, он и совершил обгон. Напомню, это была борьба всего лишь за 6-ю позицию, но по своему накалу она вполне могла бы быть украшением даже сражения за титул. 

Кстати, Фернандо Алонсо вынужден был сойти затем на 35-м круге из-за проблем с силовой установкой. Кругом спустя оставил гонку и Вальттерри Боттас. А Эстебан Окон доехал до финиша, замкнув почетную первую «шестерку» пилотов. 

Эстебан Окон и Фернандо Алонсо

Николас Латифи – крушитель барьеров и… надежд

Среди крушителей защитных барьеров и «убийц» машин, похоже, Николас Латифи решил забронировать себе место с постоянной пропиской. Как и в квалификации, канадец не справился с управлением и протаранил на 16-м круге отбойники. Все бы ничего, на городских трассах сродни этой, равно как в Монако или Баку, выезд машины безопасности – дело привычное. Но в любом случае это как лотерея. Кто-то сильно проигрывает от несвоевременного пит-стопа. А кто-то, напротив, воспользовавшись ситуацией, значительно улучшает свое положение в пелотоне. 

В Джидде не повезло Серхио Пересу. Лидируя в гонке, мексиканец вместе со своим инженером внимательно прислушивались к переговорам соперников. И когда в итальянской скудерии решили совершить «подрезку», то есть отправить Шарля Леклера, едущего вторым, на ранний пит-стоп, в «Ред Булл» среагировали оперативно. Они отправили на пит-стоп своего лидера, в роли которого на тот момент был Серхио. Можно, конечно, спорить, насколько этот маневр был на пользу Серхио, даже если бы и не было выезда машины безопасности кругом спустя. На мой взгляд, в момент принятия решения по поводу Переса команда, скорее всего, думала в первую очередь о Максе Ферстаппене, а не лидирующем в гонке его мексиканском напарнике. Перес должен был спровоцировать «Феррари» на ответные действия, а голландский чемпион должен был воспользоваться ситуацией. Но это только мои доводы. 

Жизнь распорядилась по-другому. И принятие решения упростилось. Леклер, Ферстаппен и Сайнс уехали одновременно на смену шин, находясь в режиме машины безопасности. Таким образом, после рестарта именно в таком порядке под предводительством Шарля тройка лидеров возобновила гонку. 

Серхио Перес, правда, попытался обогнать на выезде из пит-лейна испанского пилота «Феррари». Но инцидент был взят на рассмотрение судьями, после того как Карлос возмутился этим обгоном, утверждая, что на отметке линии выезда из боксов он был впереди мексиканца. Пилоту «Ред Булл» пришлось вернуть позицию, чтобы не быть наказанным затем пятью секундами штрафа. 

На финиш Перес приехал 4-м, в 2,5 секунды позади испанца. Его надежда выиграть гонку раньше своего напарника разрушилась, как и болид «Уильямс» Николаса Латифи о барьеры автодрома Джидды. 

Серхио Перес

Чистая борьба

В последнее время в «Формуле-1» мы редко видели чистую борьбу. Особенно в исполнении Макса Ферстаппена. С его приходом в гонки пришел и так называемый новый стиль. Картинговые приемы выталкивания соперника за пределы трассы, изменение траектории во время торможения, захлопывание «калитки» или вообще неоставление места на трассе сопернику – все это стало чуть ли не обычным делом с приходом голландца в «Формулу-1». Кому-то нравился такой жесткий подход к гонкам и борьбе на трассе, кто-то возражал, ссылаясь на то, что многие нынешние «джентльменские правила» были результатом большой смертности на трассах мирового автоспорта. 

Разделение мнений по данному вопросу имело место и среди стюардов. Кто-то предлагал судить строго «хулиганов», кто-то, наоборот, призывал поощрять борьбу пилотов на трассе ради поддержания зрелищности гонок. 

В этом году гонки откровенно удивляют. Борьба на трассе хотя и идет на всех эшелонах пелотона, но пока что она выдерживается в рамках бесконтактной. И это радует. Особенно в лидирующей группе, и в первую очередь между Леклером и Ферстаппеном. 

На рестарте мы увидели чистый пилотаж без намеков на «хулиганство». 

На 37-м круге из-за остановившегося на трассе «МакЛарен» Даниеля Риккиардо был снова объявлен режим «машины безопасности». Правда, на этот раз виртуальной. И когда четырьмя кругами позже снова был ре-старт, то борьба за лидирующую позицию, разгоревшаяся между Шарлем Леклером и Максом Ферстаппеном, стала еще одним украшением гонки. Задаюсь вопросом, то ли Макс успокоился после заработанного в прошлом году титула, то ли он повзрослел и осознал, что в гонках важнее стабильность, чем победы, чередующиеся сходами? То ли это еще только начало сезона, и борьба за титул пока может находиться в контролируемой мирной фазе противостояния? 

За 3 круга до финиша после нескольких очень острых атак Максу удалось опередить лидера гонки и самому возглавить пелотон. Надо отметить, что голландец применил все имеющиеся у него умения и даже хитрость, чтобы обойти соперника в точно определенном месте и затем не дать ему возможности воспользоваться DRS для контратаки. Это было умно и выглядело красиво. Браво, Макс! Шарль попытался проделать аналогичное уже на последнем круге, но на первом секторе были желтые флаги, а потом не хватило каких-то десятых долей секунды, чтобы попытаться опередить соперника. В итоге, первое место у «Ред Булл» и двойной подиум у «Феррари». 

Шарль Леклер и Максом Ферстаппен

Страдания бедного Льюиса   

Вслед за Пересом сильно не повезло и Льюису Хэмилтону. Ладно еще он начал гонку с непривычной для него далекой позиции. Ладно еще прорыв получился не столь стремительный, как это бывало раньше. Все же сказываются проблемы с моторами «Мерседес» в начале этого сезона. Так еще и просто «невезуха», которая может случиться в жизни с любым и каждым. 

Когда объявили режим виртуального сэйфети-кара, Льюис подъезжал к последнему повороту. Сверни он в тот момент на пит-лейн, и наверняка был бы 5-м на финише. А может даже смог бы обогнать на ре-старте по старой памяти кого-нибудь еще. Но недалеко от въезда на пит-лейн как раз и остановилась машина Риккиардо. Увидев ее, британский чемпион слегка замешкался и не свернул сразу же на пит-лейн. У водителей говорят по такому поводу «проскочить свой поворот». А когда кругом после он хотел поехать на смену шин, то пит-лейн уже был закрыт. По новым правилам так делается в режиме виртуальной машины безопасности, чтобы не давать преимущества одним пилотам над другими. В итоге Хэмилтон поехал на свой первый и обязательный пит-стоп лишь после ре-старта. Увы, 10-е место и всего лишь одно очко в копилку. 

Забавным оказалось и то, что Льюис даже не знал, дают ли за 10-е место очки. Он переспросил по этому поводу своего инженера по радио, когда тот объявил , что Льюис финишировал 10-м. Настолько семикратный чемпион отвык от того, что он не на подиуме, и даже не в первой «шестерке». 

Следующий этап пройдет через полторы недели в Австралии.

 

Личный зачет чемпионата:

  1. Шарль Леклер                    «Феррари»              45
  2. Карлос Сайнс                     «Феррари»              33
  3. Макс Ферстаппен              «Ред Булл»              25
  4. Джордж Рассел                  «Мерседес»             22
  5. Льюис Хэмилтон                «Мерседес»             16
  6. Эстебан Окон                     «Альпине»               14
  7. Серхио Перес                      «Ред Булл»            12
  8. Кевин Магнуссен               «Хаас»                      12
  9. Вальттерри Боттас           «Альфа Ромео»     8
  10. Ландо Норрис                    «МакЛарен»            6

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter