Макароны под импортным соусом

Сумеют   ли   отечественные  производители   удовлетворить    хотя   бы   половину   спроса  на   макаронные   изделия?

Сумеют   ли   отечественные  производители   удовлетворить    хотя   бы   половину   спроса  на   макаронные   изделия?

Где впервые появились макароны – в Египте, Китае или Греции, сегодня любителям этого блюда не так уж и важно. Очевидно другое: продукт пришелся по душе, прижился, а для некоторых стран стал не только вторым хлебом, но и важнейшей статьей экспорта. Например, в Италии ежегодно производится порядка 3 миллионов тонн макаронных изделий, 2 миллиона тонн из которых потребляют сами жители солнечной страны (около 30 кг на человека). Россия также находится в пятерке основных производителей спагетти и рожков – около 1 миллиона тонн в год. 

Беларусь в этом отношении заметно отстает. Во-первых, нам куда ближе родная бульба, а во-вторых, несмотря на кое-какие преобразования в макаронной отрасли страны, эта продукция продолжает импортироваться в больших объемах. 

Кто  в  доме хозяин? 

Одним из крупнейших отечественных производителей макаронных изделий в Беларуси является филиал Борисовского комбината хлебопродуктов «Боримак». В рамках проекта импортозамещения в апреле прошлого года здесь была закуплена итальянская линия по производству короткорезаных макаронных изделий. Инвестиции в проект превысили $ 5,2 млн. Некоторое время производственные мощности были загружены лишь наполовину, а на складах предприятия покоились месячные запасы продукции. Это при том, что потенциально борисовский комбинат в состоянии удовлетворить, как минимум, половину всего спроса на макаронные изделия на отечественном рынке. 

Сегодня ситуация в филиале кардинально поменялась: за 10 месяцев этого года произведено 12,5 тысячи тонн макаронных изделий (за аналогичный прошлогодний период — 7,2 тысячи тонн), темп роста составил 173,6 %.  По словам заместителя начальника по производству Людмилы Миньковой, в январе 2009 года на «Боримаке» будет установлена дополнительная швейцарская линия по производству короткорезаных макарон мощностью 1,5 тысячи тонн в год. Кроме того, филиал уже перешел практически на беспрерывное производство: макароны здесь выпускают 28 дней в месяц, а распределение по квотам на следующий год на борисовские макароны составит до 20 тысяч тонн в год. 

Существенные сдвиги заметили и оптовики. Так, заместитель директора по торговле ОАО «Продтовары» (Брест) Лидия Дудкевич отмечает: реализация белорусских макарон, в частности филиала «Боримак», по сравнению с прошлым годом выросла в 1,5 раза. Связано это, прежде всего, с изменением дизайна упаковки, которая стала наконец-то узнаваемой, и постепенным улучшением качества продукции. Вместе с тем, по словам специалиста, вопросами рекламы отечественного продукта производители не занимаются, а сбрасывают функцию на торговлю. «За счет скидок предприятия и торговой надбавки рентабельность все равно получается невысокой. Вместе с тем наша компания хотела бы продавать сегодня больше белорусских макарон», — отмечает Лидия Дудкевич. 

Мучные  страсти 

Основным сырьем для производства макаронных изделий служит макаронная мука крупка (высший сорт) и полукрупка (1-й сорт), приготовляемая из твердых и мягких стекловидных пшениц с высоким содержанием клейковины хорошего качества. В отдельных случаях допускается также использование хлебопекарной муки. 

В Беларуси потребность в таком зерне немалая: пшеница с высоким содержанием клейковины используется комбинатами в качестве улучшителя при формировании помольных партий и производства муки, в частности и для макарон. В Беларуси же твердые сорта пшеницы практически не выращиваются. 

------------------- 

Комментарий специалиста 

Сергей Капустин, начальник отдела ресурсов и торговли Департамента по хлебопродуктам: 

— В этом году Беларусь уже закупила 50 тыс. тонн пшеницы с высоким содержанием клейковины, в ближайшее время будет поставлено еще 30 тыс. тонн. Закупки пшеницы такого качества проводятся на условиях республиканских конкурсных торгов. По проведенному в сентябре конкурсу организации Департамента по хлебопродуктам закупали зерно по цене примерно $ 270 за тонну. Следующий конкурс объявлен на 4 декабря текущего года, с учетом того, что мировые цены на пшеницу стали снижаться и есть возможность купить ее дешевле. В целом эти объемы полностью удовлетворят макаронную отрасль. 

------------------ 

Кстати

Отпускные цены на продукцию филиала «Боримак» в начале месяца составили 1371—1459 рублей за килограмм, СП «Унибел» ООО (СЭЗ «Брест») предлагает макароны за 2438—2030 рублей (фасовка по 0,8 кг), ИЧУПП «Смак» (Витебск) – по 1560—1757 рублей за килограмм. 

Оптовик ОАО «Продтовары» поставляет в розницу «боримаковскую» продукцию от 1103 рублей (за 500 г) до 1929 рублей (за 900 г), «унибеловскую» — от 1615 (450 г) до 2228 (800 г) рублей. Российская «Макфа» идет по 2210 рублей за полкилограмма. 

Один из крупных супермаркетов в свою очередь предлагает продукцию по следующим ценам: макароны под торговой маркой «Пастораль» (филиал Борисовского комбината хлебопродуктов «Боримак») от 1500—1580 рублей (за 500 г) до 2740—2750 рублей (за 900 г); все виды макаронных изделий под маркой «Галлина Бланка» (РФ) по 3220 рублей за упаковку 450 г; макаронные изделия Челябинского хлебокомбината «Макфа» по цене 2860—3020 за полкилограмма (торговая марка  премиум-класса «Grand di  Paste» — 3650—5610 рублей). 

Макароны с исторической родины — Италии — можно купить у нас от 3980 до 7560 рублей за полкило. 

Таким образом, отечественные макароны по-прежнему дешевле импортных. Растет и спрос на белорусскую продукцию. Казалось бы, покупай, хозяйка, да и только! Тем не менее импорт этого товара по-прежнему остается высоким, и макароны продолжают завозиться за тысячи километров. И инвестиции в производство сегодня  в 10 раз меньше суммы, на которую ежегодно закупаются макаронные изделия. 

Но дело не только в том, что дешевле наладить и постоянно наращивать производство можно и у себя в стране. Нужно изучать потребительский рынок, что сегодня у нас практически не делается. А кроме того, белорусские производители так и не поняли: чтобы лучше продаваться, нужно хорошо рекламироваться. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter