Макаронина истины

Каким бы важным делом вы ни занимались, наступает момент, когда все мысли только о еде
Каким бы важным делом вы ни занимались, наступает момент, когда все мысли только о еде. Даже великие умы в конце концов повинуются зову желудка. И внезапно получается, что двигателем науки становится кусок теста.


Физики из Уорикского университета в Великобритании Дэвид Мичилетто и Мэттью Тернер, работая с кольцевыми полимерами, изобрели новый вид пасты – аннелони (от итальянского anello – «кольцо»). Всего каких-то пару яиц и 200 граммов муки – и о тебе уже говорит весь мир. Чем же примечательна новинка? В сухом виде продукт представляет собой широкие петли. Если попытаться их сварить, то они так запутаются, что мама не горюй! «Просто вылитые кольцевые полимеры», – с умилением заглядывают в кастрюлю исследователи. Настоящие кольцевые полимеры скручиваются между собой в разных вариациях. Для предсказания поведения таких молекул есть специальные модели, которые можно запустить и проверить на суперкомпьютере. Видимо, ожидая в очереди к машине, изнывая от голода, британцы и придумали аннелони.

О том, что ученым многое напоминает вермишель, известно давно. Взять хотя бы «спагеттификацию». Всемирно известный физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг в книге «Краткая история времени» пишет, что если какой-нибудь гипотетический космонавт окажется вблизи черной дыры, то из-за огромной разницы в гравитации у ног и головы он вытянется в длинную тонкую макаронину. Именно это должно было произойти с героем фильма «Интерстеллар», если бы там было все научно достоверно. И вот недавно список продолговатых «муз науки» пополнил еще один объект – червяк. Маленькие беспозвоночные сподвигли исследователей на создание робота, который мыслит, как червь.

Участники американо-британского проекта Open Worm собрали из конструктора Lego тело и поместили в него нейронную сеть, повторяющую мозг круглого червя. Это примерно 300 нейронов и 1000 клеток. Между ними установлены связи, которые воспроизводятся в виде программы. Ее автор Тимоти Басбис радуется успехам робота:

– Он начал вести себя, как настоящее животное. Мы установили на него сонар, чтобы активировать «нейроны», отвечающие за реакцию червя на прикосновение к носу. И когда робот встречает на пути препятствие вроде стены, останавливается на секунду, немного отходит, потом снова трогается с места, но едет в другом направлении».

Причем каждый раз машинка проделывает эти действия по-новому. Иногда отходит в одну сторону, иногда – в другую. Порой задерживается подольше, а в другой раз почти сразу ретируется. 

В следующем году каждый желающий сможет установить на компьютер программу и поработать с собственным цифровым беспозвоночным WormSim. В дальнейшем ученые планируют еще больше разгуляться и воспроизвести мозг мыши, в котором 22 миллиона нейронов.

Кто-то порадуется, что ученые сделали шаг на пути к созданию полноценного искусственного интеллекта. А вот Стивен Хокинг опасается, что его появление может стать концом человеческой расы: 

– Такой разум возьмет инициативу в свои руки и будет сам себя совершенствовать со все возрастающей скоростью. Возможности людей ограничены слишком медленной эволюцией, мы не сможем тягаться со скоростью машин и проиграем».

Но как определить, что компьютеры стали угрожающе развитыми? Сложно сказать. Мне кажется, бить тревогу точно стоит, если робот вдруг сможет приготовить макароны по-флотски вкуснее, чем ваша мама.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter