Магнитные бури

в храме Мельпомены К Международному дню театра белорусская театральная общественность подошла со смешанными чувствами.
в храме Мельпомены

К Международному дню театра белорусская театральная общественность подошла со смешанными чувствами. С одной стороны, все вроде как движется, билеты раскупаются, ажиотаж имеется и гордо зовется нездешним словом "бум". С другой - небывалое количество средних постановок, невнятная шкала оценок, замалчивание неудач и зритель, принимающий средние постановки на ура. Хотя театральные деятели здесь совершенно ни при чем. По этому поводу в пьесе Горина "Счастливцев-Несчастливцев" один из героев говорил просто: "Какой зритель есть, перед таким и играем".

Танцпол вместо партера

"Круглый стол" в пресс-центре Дома прессы "Белорусский театр: традиции и новые веяния" должен был, видимо, привлечь внимание к проблемным моментам театрального процесса. Театральные деятели, критики и журналисты попытались интеллигентно предъявить друг другу взаимные претензии. Но, как известно, лицом к лицу - лица не увидать.

Критик Татьяна Орлова, например, предложила поразмыслить, кого и какой ценой привлекли сегодня в театр.

- В театр приходит много молодежи, и это хорошо, - считает Татьяна Дмитриевна. - Но если театральные декорации заменить на оборудование для дискотеки - никто не заметит разницы. Пользуясь метафорой Вадима Абдрашитова, можно сказать, что у нас сегодня в театре время танцора. Все прыгают и веселятся. Но для чего все это пошлое веселье? Куда мы ведем зрителя? К чему призываем?

В этой веселой суете пропадает нечто большее, то, что должно идти изнутри и наполнять театр. Исчезает глубина, и точка отсчета художественных критериев сползает куда-то вниз. К сожалению, доминирует усредненный уровень постановок и такой же усредненный уровень режиссуры. Поток московских спектаклей (кстати, не самого лучшего качества), которые привозят в Беларусь, не сравним с количеством белорусских спектаклей, попадающих в Москву.

В недавнем прошлом в Минске было 7 театральных фестивалей. Сегодня их число, мягко говоря, сократилось. Из этих оставшихся или вновь родившихся Министерство культуры не финансирует ни одного...

Не надо врать себе

"А привлекает ли режиссеров с именем работа с белорусскими коллективами?" - спросила журналистка со стажем. Председатель Союза театральных деятелей Алексей Дударев ответил просто: "Режиссеры, как вы выражаетесь, "с именем" работают там, где им больше платят".

Обойдемся без сантиментов: у нас рынок.

Многие проблемы театра заключаются в том, что, по мнению А.Дударева, товарищи по театральному цеху стали не так строги в оценках. Выпустили спектакль - и слава Богу. Производство поставлено на поток, и театр начинает напоминать заводской конвейер.

"Сибирский цирюльник" в Купаловском?

Между тем уже растет ажиотаж вокруг июньской премьеры Купаловского театра - спектакля "Эрик XIV". Он может оказаться этаким театральным "Сибирским цирюльником", на которого любители парадоксов навешают после всех собак, обвинив в том, что спектакль "съел" слишком много средств.

Валерий Раевский признался, что с "пиаром" спектакля журналисты могут перегнуть палку. А хочется просто понимания и соучастия. Бассейн на сцене - плод фантазии замечательного художника Бориса Герлована, но главное - все же драматургия Августа Стринберга. Сложная и масштабная. Драматургия для избранных.

Свои среди своих

Сегодня лучшим в профессии коллеги вручат главную театральную премию "Хрустальная Павлинка". Первой ее обладательницей 12 лет назад стала Стефания Станюта. Позже праздничный вечер перейдет в традиционный капустник, где театральный люд расслабится и потешит себя так, как никто больше не умеет, - легко и остроумно. Для того чтобы завтра преодолеть, пользуясь другой метафорой Абдрашитова, все свои магнитные бури.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter