Магия преследования

Один день вдали от дорог

Один день вдали от дорог

В эти выходные белорусский автоспорт войдет в историю. Достойные гонщики у нас, конечно, появлялись и раньше, но «высший свет» вроде ралли «Дакар», покорять которое в ближайшую субботу отправится наш экипаж, оставался доселе недостижимым. Немудрено: реалии белорусских внедорожных турниров и по сей день настолько далеки от «дакаровских» командных бюджетов в несколько миллионов долларов, что и подумать страшно. Хотя... А каковы они, эти наши «реалии»? Наговорить–то можно всякого... Лучше, как говорится, один раз увидеть. Причем лучше — «изнутри». Глазами если не полноправного гонщика, то хотя бы настоящего члена экипажа. С этим предложением мы и обратились к организаторам финала Кубка НОКа по джип–триалу. Они были не против...

Сам себе конструктор

«Поедешь с «хоббиками», — встретил меня «главнокомандующий» развернувшегося на борисовском полигоне действа Евгений Селиверстов. — У них, во–первых, иногда еще пассажирские сиденья в машинах остаются, а, во–вторых, борьба не столь принципиальная — может, даже цел останешься». Насчет второго пункта Евгений Анатольевич оказался не совсем прав. Цел я, конечно, остался, а вот борьба... Но обо всем по порядку.

Азад и Федор — экипаж совсем молодой. Всего год месят они белорусскую грязь, но уже успели прочувствовать все особенности внедорожной жизни и заболеть ею так, что лечить уже, похоже, поздно. «Это всегда вот так начинается, — улыбается Азад, глядя на пятерых подростков, тщательно готовящих к предстоящим приключениям видавший виды ЛуАЗ. — Покупают сначала какой–нибудь дешевый «джипообразный» агрегат — попробовать, а потом...»

«Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором» — гласит автоспортивная мудрость. Класс «хобби» подразумевает участие почти серийных машин. Но даже эти обычно застревают там, куда и трактор не всегда доедет, и особенностью данной категории на практике является лишь то, что подготовкой своих машин гонщики занимаются в свободное от работы время. В виде хобби. Сколько на это уходит денег и времени — можно только догадываться. Масштабы не «дакаровские», конечно, но по белорусским меркам отнюдь не маленькие. «Много вложил, — задумывается мой «шофер». — Не скажу точно, но счет на тысячи идет». По рассказам участников, на «серии» иной раз можно даже до старта не добраться, а потому изобретательности отечественных Кулибиных позавидовали бы, наверное, инженеры крупнейших автогигантов. «В этой машине от УАЗа один кузов остался, — смеется сопровождающий нас по трассе судья Сергей Звездный, рассматривая очередной «конструктор». — Двигатель от «Мерседеса», трансмиссия — тоже импортная. Даже колеса ребята сами сделали: взяли «резину», которую в колхозах обычно на телеги ставят, и вручную вырезали на ней протектор с нужной глубиной и рисунком». Пока я удивлялся изящным техническим решениям, организаторы разметили будущую трассу, и началось...

Бес дорог

«Ты, главное, за пилота не хватайся, — полушутя напутствовал меня Сергей Звездный. — А то были уже прецеденты». Шутка, которой поначалу показалось предупреждение, приобрела совершенно иной смысл, когда наш «Ниссан», взвыв двигателем, ринулся на штурм первой преграды. Вид сосен и неба, заполнивший лобовое стекло, оказался настолько непривычным, что сдержать желание схватиться хоть за что–нибудь было очень непросто. Тем временем «зверь», преодолев подъем, едва не зацепив дерево и подняв в воздух целую тучу песка, грязи и пожухлой листвы, уже кренился на бок, целясь в следующие ворота. «Левее!» «Жми!» «Еще жми!» «Проходим!» «Теперь лезь на гору и задом!» Каждая секция включает несколько ворот, расположенных в наименее пригодных для езды местах. Ширина лишь на пару сантиметров превышает ширину машины. Для многих водителей, даже расставленные на ровной площадке, они стали бы серьезным испытанием. А эти — ничего, проскальзывают, то и дело вызывая неподдельный восторг у облепивших ограждающие ленточки зрителей. Мы, впрочем, аплодисментов и криков не слышим — не до них. «Давай, ласточка! Немного еще!» — протиснувшись в последние ворота, ободрав бока свисающими над трассой ветками, мы наконец останавливаемся. Можно перевести дух и подсчитать потери. Потерь относительно немного: пару царапин, слой грязи... «А не жалко машину–то?» — интересуюсь. «Жалко было в первый раз, — отвечают. — Потом, когда царапины стали делом регулярным, уже не обращаем внимания. Просто берешь баллончик с краской — и вперед. А грязь — это не грязь! Мы как–то после «трофи» заехали на мойку: вместо колес — комья болотной жижи... Даже на крыше чуть ли не лягушки квакали! Так нас даже обслуживать отказывались. Шутили: вам уже мойка не поможет — берите лопату! Да что там грязь — у нас один экипаж, было дело, с таким энтузиазмом брод штурмовал, что щуку на капоте привез. В качестве трофея!»

Впрочем, глядя на злоключения соперников, особенно из сопредельных классов, наши царапины и впрямь кажутся мелочью. Вот брестский экипаж пытается в полевых условиях заменить на своей «Ниве» не выдержавшее испытаний борисовским бездорожьем сцепление, чуть поодаль тянут на буксире отказывающийся от продолжения банкета «уазик»... Наши «новички» — те самые, с едва прошедшим технический контроль ЛуАЗом, — до финиша так и не доехали, и, принимая поздравления с дебютом, морщились: «Мы вам в следующий раз покажем!»

Джип — это диагноз!

То, что следующий раз будет, — можно не сомневаться. Но дело тут не в наградах — призовой набор инструментов под конец сезона вещь хоть и полезная, но затрат не окупающая даже отчасти. И не в победах. Дело в самой атмосфере, особенном духе, который все эти дни витал, объединяя людей, над трассой и техническим парком, где недавние соперники делились друг с другом впечатлениями, шутили и помогали залатать раны перед следующим стартом. «А что семьи? — удивляется Азад на мой вопрос о том, как относятся к огромным растратам и лесной жизни «джипперов» их жены. — Большинство их здесь же, вокруг трассы. Поддерживают, болеют. Да что там болеют — сейчас все больше появляется семейных экипажей...»

Считается, что, однажды сев за руль внедорожника, вылезти уже невозможно. Я за руль не попал, однако, даже проболтавшись по триальным буеракам в роли балласта, стал гораздо лучше понимать тех, кто, презирая комфорт палаточно–лагерной жизни, лезет в болота или несется во весь опор по африканским барханам. Да, белорусские меценаты не жалуют вниманием местные автоспортивные таланты, и на массовое появление наших соотечественников на «Дакаре» и прочих крупных международных гонках в ближайшее время рассчитывать не стоит. Но в том, что число участников рейдов местного масштаба будет расти, тоже сомневаться не приходится. Азарт и вкус свободы не сильно–то и зависят от командного бюджета, а потому, единожды свернув с проезженной дороги, возвращаться к цивилизации уже не хочется. Проверено!

 

ВЛАДИМИРОВ Дмитрий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter