В Минске открывается выставка Лазаря Хидекеля — первого в мире супрематического архитектора

Магия хештега

Футуристический город Хидекеля оживет в виртуальной реальности 

В субботу в Минске в Национальном художественном музее откроется выставка выдающегося художника‑авангардиста, первого в мире супрематического архитектора и создателя первого экологического архитектурного ландшафта Лазаря Хидекеля «Нас поймут через 100 лет».


Что надо знать про Лазаря Хидекеля? Родился в Витебске. 14‑летним мальчишкой пришел на занятия к Марку Шагалу в народное художественное училище. Спустя пару месяцев, увлекшись идеей супрематизма, примкнул к классу Казимира Малевича, который приехал преподавать там же, — концентрация гениев на одно небольшое училище в провинциальном городе превышала все допустимые нормы. Неудивительно, что могучая кучка Утвердителей нового искусства (УНОВИС), как называли себя основатели объединения — учителя школы и ученики Малевича, порвала все шаблоны и до сих пор их влияние на мировую визуальную культуру не ослабевает.

Лазарь Хидекель.
В частности, откройте любой сайт, посвященный тайнам космоса, и вы увидите, что там плавают «супрематические тела» — спутники, зонды, обсерватории, в точности такие же, какими их рисовал витеблянин Лазарь Хидекель еще в 20‑х годах прошлого века. Если Малевич увлекался плоскостными формами, то Лазарь Хидекель попытался «рассечь черный квадрат», придав ему объем и динамику. Его студенческая работа «Проект рабочего клуба» 1926 года вошла в историю мировой архитектуры как первый супрематический архпроект. После переезда в Петроград Лазарь Хидекель проектировал здание первого трехзального кинотеатра «Москва», соцгородок «Невская Дубровка», реализовал себя в преподавательской деятельности. Но наверняка до конца дней своих вспоминал эту детскую вспышку света — учебу в народном художественном училище в Витебске, где под влиянием речей Малевича его взбудоражили самые отчаянные, самые смелые фантазмы. 

На ретроспективе его работ в Минске посетителям представится возможность не только увидеть, но и, что называется, оказаться внутри футуристического города Лазаря Хидекеля. 

Специально к выставке белорусские IT‑специалисты и архитекторы создали крутой AR‑ и VR‑проект, технология будет доступна по расписанию.

Кураторы выставки заведующий отделом современного белорусского искусства НХМ Екатерина Изофатова и основатель Центра белорусско‑еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон согласились показать нам в экспозиции свои любимые работы. 

1. «Пересекающиеся линии. Решетка». 1920 г. 

Первый в мире хештег.

«По сути, перед нами прообраз современного хештега, — уверена Майя Кацнельсон. — Моя идея как куратора поставить эту раннюю работу Лазаря Хидекеля на афишу и сделать на ней основной акцент: если сто лет назад витебские уновисовцы творили будущее, то сейчас его творят IT‑специалисты. А связывающий их знак — хештег — еще раз подтверждает репутацию Лазаря Хидекеля как провидца. Он говорил: «Нас поймут через 100 лет», и надо же было такому случиться, что именно через 100 лет мы открываем его первую персональную выставку в Беларуси».

2. «Рассечение черного квадрата». 1920 г.

«Еще одна знаковая работа. Она является символом Международной премии Лазаря Хидекеля за инновационные и экологические решения в архитектуре и впервые в октябре прошлого года вручалась в Минске. Работаем над тем, чтобы эта премия стала у нас регулярной». 

3. «Проект космического жилища». 1921 г. 

«Мне нравится весь цикл «Космические жилища», — увлеченно рассказывает Майя Кацнельсон, — это что‑то невероятное. До сих пор не могу понять, как 100 лет назад Лазарь Хидекель мог рисовать такие проекты, которые мы начинаем осмысливать только сейчас, когда остро встали вопросы экологии и жизни в космосе. Уверена, через пару лет Хидекель с его идеями будет так же знаменит, как сейчас Малевич».

4. «Дизайн для музея Циолковского». 1960‑е гг.

«Посмотрите на эту работу, и вы поймете, что идеи супрематизма нас окружают повсюду, — улыбается Екатерина Изофатова. — Круговая композиция Хидекеля используется на всех современных спортивных объектах, которые строятся в Минске и не только. В белорусском искусстве есть такая графа — «знаменитые и неизвестные». Мне кажется, задача сегодняшней выставки — вернуть имя Лазаря Хидекеля белорусам». 

Добавим, что выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» продлится до 15 апреля. Документы и работы предоставлены семьей Лазаря Хидекеля.

viki@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter