Магия белорусского Поозерья

НАШЕ путешествие стартовало на окраине Постав. А закончилось — в рукотворном Версале по-белорусски — Мосаре, туристическом оазисе не только Глубоччины, но и всей Беларуси. Давайте приглядимся к красотам и этого самобытного уголка земли белорусской.

Где можно увидеть работающий комбайн «Нива», могилы незадачливых французских вояк, будущее воплощение Библии в декоре и памятник Папе Римскому Бенедикту XVI?

НАШЕ путешествие стартовало на окраине Постав. А закончилось — в рукотворном Версале по-белорусски — Мосаре, туристическом оазисе не только Глубоччины, но и всей Беларуси. Давайте приглядимся к красотам и этого самобытного уголка земли белорусской.

…Крылатая машина на въезде в Поставы — в честь советских летчиков, дислоцировавшихся здесь в середине XX века. Но нам бы поскорее в центр города! История Постав тесно переплелась с легендарными деяниями славных представителей рода Тизенгаузов. Благодаря господам-меценатам Антонию, Константину сегодня можем любоваться в самом сердце райцентра домиками ремесленников застройки XVIII века! Тут же, на центральной площади, Свято-Николаевская церковь, построенная в 1894-м. Любопытно, что, осматривая ее, практически из любой точки видишь другую историко-культурную и культовую ценность — костел Святого Антония Падуанского и зачатия Пресвятой Девы Марии (1880—1887 гг.).

…Дальше рулим в Камаи. Типично по-советски отстроенная центральная усадьба, только теперь уже — не колхоза… Впрочем, со сменой вывесок мало что меняется — вот и мы застаем в центре села местных «жанчынак» с граблями. Вкусно, по-деревенски пахнет чуть-чуть привяленной травой. Наводится «марафет» недалеко от стен воинственно «настроенного» костела святого Иоанна Крестителя (1603—1606 гг.). Почему «воинственно»? Даже непосвященному в премудрости культового зодчества с первого взгляда ясно: неспроста в костельных стенах — круглые окошки-бойницы! Видать, знавал камайский костел штурмы серьезные… Примечаем рядом заведение с красноречивым названием «Шинок». Какие двери притягательнее — стародавнего костела, как духовного очага, или небольшой, но коварно манящей питейной «точки»?

Между прочим, все это располагается на улице Гагарина, где еще — стандартный набор из нескольких магазинов, почтового отделения. Надо отметить: в местном сельмаге выбор продуктов не хуже, чем в райцентре, но цены едва ли существенно ниже. Есть и преимущество: не нужно ездить в райцентр за булкой хлеба, пакетом муки или, допустим, медом. Покупаем по выгоднейшей цене, к слову, пол-литровую баночку пчелиного дара — важно, что непосредственно от местного пчеловода.

…Возвращаемся к стенам костела. Огорожен он в типичной для Поозерья манере — каменного «сочленения» самых разных по форме, цвету фрагментов. Это — фирменный стиль, «фишка» здешнего декора. А еще рядом с храмом в честь святого Иоанна Крестителя — каменный крест XV—XVI веков. Расшифровать древние надписи на нем сегодня вряд ли реально — так, буквы, цифры… Но вот плита у подножия креста «глаголит» уже вполне по-современному. И, что особенно порадовало, на «роднай мове»: «Крыжу Хрыста! Мы, жыхары мястэчка Камаі, жывучы на пераломе стагоддзяў, просім цябе, каб ты быў з намі так, як быў з нашымі продкамі, з пакалення ў пакаленне. Заставайся і будзь з тымі, хто прыйдзе пасля нас!»

…Поставщина — край огромного количества озер. Местные власти даже утверждают, что здешние водные запасы ничуть не менее туристически перспективны, нежели природные богатства соседней Браславщины!

Вот, к примеру, к небольшой деревушке Мицкяны «прытулілася» довольно большое озеро — Малые Швакшты. Судя по домикам недалеко от берега, имеют тут свои «фазенды» люди далеко не бедные. Да и кусок земли наверняка стоит вполне приличных денег. Неудивительно, что на берегу именно этого озера не так давно разыгралась нашумевшая в масштабах всей страны криминальная драма. История, известная под названием «Поставское дело» (о ней недавно рассказала «БН»), по версии столичных сыщиков, «выросла» до уровня печально известного дела банды Морозова. А на берег как раз озера Малые Швакшты были заманены две будущие жертвы…

…Из небольших Мицкян совсем не долгая езда в Лынтупы, «мястэчка», или поселок, который размещается уже в приграничной зоне. Въезжаем — и глазам своим верим с трудом: на одной из частных зерновых полосок «трещит-стрекочет» настоящий раритет — комбайн… «Нива»! Жив еще, курилка?! Как ни заглянуть к хлопочущей возле комбайна хозяйке подворья? Мария Андреевна Попок сетует: нынче зловредное «зелье» так атаковало ячменный кусочек, что спасу никакого.

— Заглушило «пустазеллем». Урожай, сами видите, неважнецкий, — гомонит бабушка Мария. — Но и такой убирать нужно. Спасибо соседу — на своей «Ниве» завсегда выручит! И берет недорого, всего десять тысяч. Нынче «хіба» ж деньги большие?

У Марии Андреевны курочек нет, но что делать хоть и с небольшим, но все же урожаем, непременно придумает. А сеяла ячмень потому минувшей весной, что требуется севооборот соблюдать, не будешь же каждый год бульбу сажать, так и земельку можно «ўгнявіць».

…В Лынтупах останавливаемся возле костела святого Андрея Баболи, не очень старинного, но зато видно его из любой точки населенного пункта. А вот впечатления от визита в бывшую усадьбу Бышевского, датированную 1907 годом, не спасает даже красивая легенда о том, что выстроенное когда-то оригинальное здание — плод большой любви хозяина к французской прелестнице… Теперь-то архитектурный памятник начала прошлого века, а также парк и пруд — в весьма унылом состоянии. Видны слабые попытки как-то приостановить разрушение, но… Само усадебное здание еще «держится», а стоящие рядом постройки полнятся мусором, битым стеклом, в окна нагло лезут кусты… Долго задерживаться тут не хочется, хотя и парк, и пруд, и сама усадьба когда-то наверняка радовали глаз. Все тут продумано, гармонично, но, увы, нынешним поколением не приумножено… Понятно, что еще лет десять назад нужно было бы подыскать этому чудному уголку толкового хозяина.

Но лучше поздно, чем никогда? Смотришь теперь на покрывшуюся тиной гладь усадебного пруда в Лынтупах и думаешь — неужели не найдется человек, который сможет пригласить туристов не в полузаброшенную усадьбу, а в оживший мир гармонии и красоты?!

…Свернули с трассы, которая ведет на Поставы, и оказались в небольшой деревне Маньковичи. Первое упоминание о ней относится к XVI веку. А главные достопримечательности нынче в небольшом селе — красивые могучие вековые деревья да церковь из традиционного бутового камня. Свято-Успенская «родом» из 1871-го… На храме — замок. Любопытно, что с одной стороны церковь в Маньковичах обкошена, благоустроена, а с другой — не подойти, есть риск застрять в «буйных» зарослях репейника. Возле церкви — туалет. Специально для туристов? Но зачем тогда и на нем замок? Кто и когда может воспользоваться «благом цивилизации»?

(Окончание следует.

 Вместе поищем еще городище, где встречаются эпохи, наведаемся в белорусский Париж, пообщаемся со страусами из «Соловьиной рощи».)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter