Магистраль в будущее

В России началась реализация грандиозного проекта, названного журналистами “вторым БАМом”. Беларусь не осталась в стороне Вступила в действие Программа развития минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006—2019 годы в связи с планированием строительства уникальной транспортной магистрали Полуночное—Лабытнанги. Железная дорога должна пройти вдоль восточного склона Уральских гор и соединить промышленный Урал с Полярным. Об этой программе, претендующей на статус международного проекта, рассказывает генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им.Н.М.Федоровского Григорий МАШКОВЦЕВ.

— Кто участвовал в разработке проекта программы и какова ее цель?
— Проект разработан Федеральным агентством по недропользованию на основании поручения Президента России Владимира Путина. Главное назначение программы — расширение минерально-сырьевой базы региона для обеспечения потребностей промышленного Урала остродефицитным металлургическим и энергетическим сырьем. Но не только. Строительство железнодорожной трассы Полуночное—Лабытнанги является составной частью Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. Построив эту дорогу, страна с учетом участка Обское—Бованенково получит новый выход к Северному Ледовитому океану. Огромный грузопоток из Восточной и Западной Сибири будет выведен к морским коммуникациям. Несомненно, этот проект оживит Северный морской путь, обеспечит более активное освоение нефтегазового потенциала шельфа, возродит другие экономические интересы акватории северных морей, а в целом окажет заметное влияние на экономику всей Европы.
Глобальное потепление, происходящее в целом на планете, имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Сегодня многие мировые эксперты утверждают, что сокращение ледового покрова северной акватории позволит оживить многие транспортные системы и создать новые, которых раньше не было. В этой связи уже сегодня начинается борьба за раздел акватории и шельфа океанического дна Северного Ледовитого океана.
— Вы сказали, что одной из важнейших задач магистрали является обеспечение уральских предприятий сырьем. Чем вызвана эта проблема?
— В настоящее время потребности Среднего и Южного Урала в железной руде более чем на 30% покрываются за счет  центров добычи Костомукши, Курской магнитной аномалии и Западной Сибири и связаны со значительными транспортными затратами. Практически весь объем хромовых и марганцевых руд импортируется из Казахстана и Украины. Северно-Уральский бокситовый рудник вынужден добывать дорогостоящее алюминиевое сырье шахтным способом со значительных глубин. Почти вся энергетика Урала, потребляющая около 23 млн. т углей в год, базируется на сырьевой базе казахстанского Экибастуза, а коксующиеся угли для доменной металлургии завозятся из Кузбасса и частично из Воркуты. Таким образом, функционирование железнодорожной магистрали позволит в значительной мере избавить промышленный Урал от дорогостоящей транспортировки минерального сырья и от импорта. Тем более что импорт — это и наша ненадежность в планировании и стратегическом развитии страны.
Вот конкретный пример. Мы очень дружны с Казахстаном. И в свое время общими усилиями открыли и освоили Соколово-Сарбайский железорудный район. После распада СССР он остался на территории Казахстана, и Магнитка, давно отработав свои ресурсы, многие годы пользовалась этим железорудным сырьем. Но когда Китай поднял на него закупочные цены, Казахстан практически полностью отказал нам в поставках железной руды и продает ее Поднебесной. Вот почему важна сырьевая независимость. Ее-то и могут в значительной мере обеспечить месторождения Полярного Урала. Приведу лишь некоторые данные.
Уголь. Месторождения Сосьвинско-Салехардского бассейна с прогнозными ресурсами около 17,5 млрд. тонн.
Железные руды. Второе Северное и Юньягинское месторождения с общими запасами около 100 млн. тонн и прогнозными ресурсами порядка 4 млрд. тонн.
Хромиты. Эксплуатирующееся месторождение Центральное с запасами 7,7 млн. тонн и прогнозные ресурсы района до
250 млн. тонн.
Марганец. Месторождения карбонатных марганцевых руд в Ивдельском районе с запасами 40 млн. тонн и прогнозными ресурсами до 240 млн. тонн.
Золото рудное. На территории Ханты-Мансийского автономного округа и Якутского национального автономного округа имеются прогнозные ресурсы в количестве 308 тонн.
Медь. По Северо-Уральскому региону в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа апробированы прогнозные ресурсы всех категорий в количестве 2,5 млн. тонн, по Полярно-Уральскому региону — 2,8 млн. тонн.
Бокситы. В зоне сочленения Западно-Сибирской плиты и Урала прогнозные ресурсы в целом составляют более 300 млн. тонн.
Я назвал только те районы и месторождения, которые известны. Но в зоне влияния этой дороги есть широкие перспективы обнаружения новых месторождений меди, бокситов, фосфоритов. Отмечу, фосфориты — это очень важный вид сырья, особенно для сельского хозяйства. К сожалению, мы чуть ли не на порядок меньше вносим в почву удобрений, чем на Западе. Производимые в настоящее время удобрения очень дороги, причем фосфорсодержащие добываются только в Мурманской области и в основном идут на экспорт. Наш земледелец не в состоянии купить в необходимом объеме дорогостоящие удобрения. Поэтому вся территория, расположенная от Урала до Востока, испытывает значительный дефицит фосфорсодержащих удобрений. Так что выявление и разработка фосфоритовых месторождений сыграли бы важную роль. Но без дороги их освоение невозможно. Нужно отметить, что в зоне новой магистрали имеются значительные ресурсы строевого и товарного леса. Его разработка тоже невозможна без железной дороги.
— Изучены ли при подготовке программы социальные последствия ее реализации?
— Мы хотели бы увидеть в конечном итоге социально-экономическую активизацию этого региона. Потому что Россия должна так или иначе свои малоосвоенные территории осваивать. Запускать производство, строить поселки и города. А где-то поначалу и вахтовым способом работать. Дорога даст уральской глубинке новую жизнь.
Ожидаемые результаты, помимо поступления налогов и платежей в консолидированный бюджет, окажут огромное опосредованное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах, где проектируется проведение железнодорожных путей. Эффект от результатов геологоразведочных работ скажется положительно на их развитии. И как следствие — будет способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения к новым экономическим отношениям, повышению качества жизни.
— Какие структуры и ресурсы будут задействованы в ходе реализации программы?
— Наша программа касается только геологоразведочных работ. Дальше пойдут железнодорожники, строители, производственники различного профиля. Но геологи идут первыми, поэтому пока просчитана только эта часть. В реализации программы, имеющей общенациональное значение, уже сегодня могут принять участие 23 производственные организации геологоразведочного профиля, располагающиеся на территории Свердловской области, Ханты-Мансийского и Якутского автономных округов, Республики Коми. Основная часть предприятий является акционерными обществами и лишь небольшая — федеральными государственными организациями. Наиболее крупные из них — Баженовская геофизическая экспедиция, Уральская геологосъемочная экспедиция, Уралцветметразведка. В составе геологоразведочных организаций региона работают 3650 специалистов, 660 из которых имеют высшее специальное образование. Совокупный буровой парк насчитывает 140 станков, главным образом отечественного производства. Отдельные организации располагают современными высокопроизводительными зарубежными агрегатами типа “Лонгир” и т.п. Суммарный парк транспортных средств, которые уже сегодня могут работать на проект, составляет 413 единиц, включая городской и полевой автотранспорт, тракторы, тягачи, автокраны, каротажные станции. Предприятия оснащены всей необходимой геофизической аппаратурой. Естественно, для геологоразведочных работ и для железнодорожного строительства будут дополнительно привлекаться как местные кадры, так и специалисты из других областей России, а также из Беларуси, Украины, ближнего зарубежья.
— Будет ли Беларусь участвовать в проекте в более широком смысле, чем поставка кадров?
— А она уже активно участвует: большегрузные самосвалы, скреперы, трактора во всю работают на всем протяжении будущей магистрали. Геологи участвуют во многих экспедициях. И сотрудничество будет только расширяться. Сроки реализации геологической части проекта — 2006—2009 годы. За это время мы должны обеспечить создание надежной минерально-сырьевой базы: по углю — на уровне 4,9 млрд. тонн, по железным рудам — не менее 1350 млн. тонн, по хромитам — 38,5 млн. тонн.
— А когда можно ожидать первого эшелона по Трансуральской магистрали?
— Вообще-то это вопрос к МПС. Но, думаю, если все пойдет гладко, лет через десять. Государство обязано смотреть еще дальше. И использовать стабилизационный фонд именно на такие национальные проекты, которые способны обеспечить прорыв в будущее.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter